Добродушный губернатор, которому из-за жен декабристов пришлось стать «злодеем по должности»

Сегодня предлагаю вспомнить одного персонажа, который против своей воли оказался связан с декабристами. Причем, так получилось, что связь эта получилась с не самой лучшей стороны – он сыграл небольшую роль царского держиморды. И надо сказать, не совсем заслуженно, потому что человек он был в целом неплохой, можно даже сказать хороший.

Мой сегодняшний герой не попал в активно обсуждаемый сейчас фильм «Союз спасения», потому что находился в тот момент далеко от Петербурга. Но вот в «Звезде пленительного счастья», которая в историческом плане является продолжением недавнего фильма, хоть и вышла в 1975 году, он был отмечен и ославлен.

Причем роль его досталась Иннокентию Смоктуновскому.

Да, сегодня героем моей истории станет иркутский губернатор Цейдлер.

Иван Богданович Цейдлер если и собирался попасть в историю, то совсем не в том качестве, как получилось. Наверное, он мечтал о воинской славе. У него и биография складывалась соответствующая – как и положено настоящему дворянину, сначала служил по военной части.

Служить начал в 13 лет в Конном полку. В 19 лет стал корнетом, а потом, как и положено офицеру до 1815 года почти непрерывно проводил время в походах. Правда, в дальнейшем из гвардии перевелся в полк попроще, сначала в Стародубовский кирасирский, а потом, позднее, из-за реорганизаций попал в Переяславский драгунский.

Воевал с Суворовым в Италии и Швейцарии, далее сражался против турок. Причем во время Русско-турецкой войны 1806 -1812 гг ему повезло. Он служил в звании капитана дежурным офицером в корпусе генерала Засса и когда Измаил был снова взят (на этот раз не Суворовым), именно он был послан с донесением сначала к Багратиону, командовавшему армией, а потом к императору Александру. В результате стал майором, потом следом, менее чем через – подполковником.

В Отечественную войну оказался в армии Тормасова, потом в подчинении у адмирала Чичагова. Соответственно, принял участие в сражении при Березине, а в дальнейшем, в заграничных походах.

Помотало офицера здорово. И вот, в 42 года, в 1819 году, на полковника Цейдлера свалилась синекура, хоть и далекая. Его назначили комендантом в Иркутск. Через год он стал генерал-майором. А в 1821 году с подачи Сперанского добродушного генерала (а он на самом деле прославился своим добродушием и поразительным для России и в особенности для Сибири неумением брать взятки – мзды на самом деле не брал, как это ни поразительно) назначили гражданским губернатором Иркутска.

Он жил сам и давал жить другим. Этакий локальный Брежнев первой половины XIX века. Взяток не брал, налоги собирал, порядок в меру сил поддерживал. Но и великих свершений и перемен не затевал. С одной стороны поощрял молодых людей учиться, с другой – собирался открывать училища, но так и не открывал. Интересовался Китаем, собирал коллекцию любопытных штуковин. В общем, жил по принципу как бы чего не вышло. Талантами не блистал, но и людей, и казны не обирал.

И так благополучно прослужил до 1835 года, после чего был переведен в Петербург на непыльную должность при министерстве Внутренних дел и там спокойно прожил до 1853 года.

Губернатор Цейдлер в исполнении Иннокентия Смоктуновского


А причем тут декабристы?
Ну как при чем?

При том, что в 1826 - 1827 году через Иркутск проезжали их жены, отправившиеся в Сибирь вслед за мужьями. Они ехали в Читу и Нерчинск.

Цейдлер получил приказ «ставить палки в колеса» женщинам, не давая им возможность продолжать путь дальше. Точнее предписание - уговорить вернуться назад. И в меру сил исполнял приказ, изводя приехавших в Иркутск женщин.

Надо отметить, к чести и справедливости Цейдлера он и сам был сильно не в восторге от поставленной ему задачи. Михаил Бестужев в дальнейшем в своих воспоминаниях оправдывал Цейдлера, который не имел сил отказаться от поручения и очень мучался от того, что ему поручено сыграть роль «цербера от власти». Не таким он на самом деле был человеком.
Но в итоге Екатерину Трубецкую он промариновал пять месяцев. Она была первой, ей досталось больше всех.
Приехавшая следом Мария Волконская смогла поехать дальше уже через неделю. Александра Муравьева – почти сразу.

Вот ведь как бывает. Был добродушным человеком. Жил сам, давал жить другим. А помним мы его по «Звезде пленительного счастья». Может, и не самым плохим. Но уж точно не хорошим.
Вот такие дела.

Источник ➝

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СЛОЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

«Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае оно
соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь “образованного сословия” с собственностью
была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1-4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели
собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные:

Инженеры. В МПС начальники линий получали 12 - 15 тыс. р. в год, начальники служб - 5,4 - 8 , начальники телеграфа - 3,3 - 4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4-8 тыс., средние чины - 1,4 - 2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться.

Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1-2 тыс. р. в год, 25,2% - 2-3 тыс., 27,9% - свыше 3 тыс.

Медики. Земские врачи получали 1200-1500 р. в год, фельдшера - от 500-600 до 200-300, фармацевты - в среднем 667,2 (92, 5% их получали менее 1200 р.
в год).

Учителя. Преподаватели средней школы с высшим образованием зарабатывали от 900 до 2500 р. (со стажем в 20 лет), без высшего
образования - 750-1550. Пенсии их (после 20 лет стажа) составляли 1800 и 1100 р. соответственно. Учителя городских начальных школ получали в среднем (1911 г.) 528 р. (женщины - 447), сельских - 343 и 340 соответственно. В 1913 г. 70,9% из них получали в год свыше 200 р. Есть также данные о заработках народных учителей 180-300, 250-300, а иногда
даже 48-60 р. в год.

Журналисты провинциальной прессы зарабатывали, как правило, 600-1200 р. в год, но четверть из них получали доход свыше 1200 р.,
а небольшая часть (1/6) - менее 360 р. Заработки столичных литераторов и журналистов, сотрудников ведущих газет, были намного больше.

Военные. Оклады младших офицеров составляли 660-1260 р. в год, старших - 1740-3900, генералов - до 7800. Кроме того, выплачивались квартирные деньги: 70-250, 150-600 и 300-2000 р. соответственно.

Художники. Руководители мастерских Академии художеств имели оклады в 2400 р. в год, профессора - 2000, преподаватели - 400- 2800. В провинциальных училищах преподаватели искусств получали 1200 р. и казенную квартиру, в прочих учреждениях живописцы и архитекторы получали от 500 до 1600 р. Известные же художники зарабатывали до 12 тыс. р. и более.

Актеры. На провинциальной сцене актеры получали, как правило, 1200-1800 р. в год, что превышало актерские оклады в государственных театрах. Минимальным окладом на казенной сцене считался оклад 600 р. При этом оклады наиболее видных актеров императорских театров достигали 12 тыс. р. Адвокаты имели годовой доход 1-2 тыс. р. (7, 9%), 2-10 тыс. (84, 7%) и даже 10-50 тыс. (7, 4%). Профессора вузов получали не менее 2000 р. в год, в среднем 3-5 тыс., иногда до 12 тыс.

В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.). Лишь некоторые низшие категории этого слоя: учителя сельских начальных школ, фельдшера и т.п. — имели заработки, сопоставимые с основной массой населения. При выслуге установленного срока службы пенсия назначалась в размере полного оклада жалованья. Так что благосостояние среднего представителя образованного слоя в полной мере позволяло ему поддерживать престиж своей профессии и отвечало представлениям о роли этого слоя в обществе».

Сергей Владимирович Волков – «Интеллектуальный слой в советском обществе. Глава I. Интеллектуальный слой в дореволюционной России».

История Российской Империи

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. 

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. 

Скульптурные лики богов и святых.

Храм Арконы выпускал не только монеты-привески и круглые пластинки, но и отливал фигурки с изображением святых или богов. В качестве примера воспользуемся изображениями и надписями из книги А. Г. Маша [82].

№ 85. Подага. «Подобно тому как Радегаст был самым главным божеством у ободритов, Подага в качестве женского божества пользовалась значительным уважением у вагров или вендов, которые обитали в нынешней Голштинии.

Ее главный храм был в Плоене, поэтому Гельмольд называет ее “Плунским идолом”. Но и во многих других местах ее почитали как божество. Ей построили храм также в Люткенбурге и среди сорбских вендов, поляков и богемцев она была известна, хотя и получила искаженные имена» [82, с. 120].

Как только благоприятная погода «навещала» балтийских славян, они сразу вспоминали Подагу – Богиню, которая управляла именно этой погодой. Исследовав хронику Гельмольда (примерно XII век), можно узнать о том, что храм, в котором находился идол Богини Подаги, был расположен в городе Плизне. Некоторые ученые историки предполагают, что Подага была существом, принадлежащим мужскому роду. Ее изображение – это божок, имеющий два звериных лика. В почтении он находился у вендов и поляков, но русы не покланялись Подаге. Его изображение – это человек, на котором была одета остроконечная шапка. Из-под этой шапки виднелись два бычьих рога. Правая рука этого божка была занята рогом изобилия. Одновременно с этим, в левой руке он держал посох.

Ее изображение – в виде  божка, имеющего два звериных лика вряд ли соответствует действительности. Она, как славянская богиня, скорее была похожа на славянского бога Догоду.

Русы не покланялись Подаге - русы поклонялись богу Догоде

liveinternet.ruДогода

 

Подага не относится к числу исходных славянских богов. Возможно, что эта богиня появилась уже после распада общеславянского единства путем обожествления какого-то местного культа. Поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть слова А. Г. Маша без эпиграфического анализа я не могу – для этого нет материала. Маш читает надпись, как я понимаю, выборочно, обнаружив вокруг головы справа (слева от читателя) руны П и, возможно, ОД, а слева (справа от читателя) – нечто вроде РАЗ. Во всяком случае у меня такого чтения не получается. При большом увеличении я могу прочитать на правой части головы лишь некоторое начало слова МИРО… в верхней части надписи более мелкими буквами кириллицы (рис. 176) и слово ПОРТРЕТ более крупными буквами кириллицы; вендских рун я тут не вижу вовсе. Наличие слова ПОРТРЕТ довольно удивительно, оно представляется достаточно поздним; вместе с тем перед нами вместо надписи ЛИК, присущей божествам, имеется надпись ПОРТРЕТ, и, стало быть, данная фигурка изображает в зооморфном облике некое человеческое существо! На лбу имеется смешанная надпись из кириллицы и руницы, которая гласит СЕ ПОРТРЕТ, то есть ЭТО ПОРТРЕТ, и она подтверждает первое употребление этого слова. На левой стороне надписи имеется смесь из латинских букв, вендских рун и букв кириллицы; начертано искаженное слово МИРАПОМАЗИНЯ, что, видимо, означает МИРОПОМАЗАНИЕ. Именно этот смысл пытался отразить резчик в первом слове. Но в штриховке вокруг правого глаза при ее повороте на 90° вправо можно прочитать слово МИРОПОМАЗАНИЯ полностью и без искажений. Еще раз это же слово читается на брови левого глаза, так что сомнений в том, что оно написано на фигурке, нет. Тем не менее штриховка вокруг правого глаза, которую я поворачиваю на 90° вправо и обращаю в цвете, дает три волны крупного изображения, где на первой волне можно вычитать слово АРКОНЫ, на второй – И НИКИ НА, на третьей – АДИНАКОВЫ.

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image606.jpg
 
Рис. 176. Мое чтение надписей на верхней части передней стороны фигурки Подаги
 

К сожалению, местоположение храма Ники не вполне понятно, что-то вроде ТИРЕНСКАМ МОРЕ (?), однако за точность этого чтения я ручаться не могу. Начертания МИРАПОМАЗИНЯ и АДИНАКОВЫ указывают на акающий диалект местности, сближая вендское произношение с белорусским и литовским. Так что надпись этой верхней части фигурки гласит: ЭТО ПОРТРЕТ. МИРОПОМАЗАНИЯ АРКОНЫ И (ХРАМА) НИКИ НА (ТИРРЕНСКОМ МОРЕ(?)) ОДИНАКОВЫ. Из нее можно предположить, что перед нами – обожествленный, то есть зооморфный, портрет некого лица, над которым совершился обряд миропомазания, причем эта процедура в Арконе была тождественной с таковой в храме Ники где-то на Апеннинском полуострове, так что эта территория оказывалась для данного периода не древней, но синхронной, а обряд миропомазания – не христианским, но языческим. При этом, судя по фигуре, помазанник имел отношение к храму Радегоста в Ретре. Как видим, надпись чрезвычайно интересная, однако на этом она не заканчивается, ибо имеется ее продолжение на нижней части фигурки (рис. 177).

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image608.jpg
 
Рис. 177. Мое чтение надписей на нижней части передней стороны фигурки Подаги
 

Остальные подробности нам сообщает чтение нижних надписей на той же фигурке. На правой стороне скульптуры можно видеть надпись, которую я разворачивают на 90° влево. Знаки там весьма странны для вендских рун, ибо первая буква, скорее всего, U, а не П, а начертание второй вообще отсутствует в вендских рунах. Тем не менее при известной натяжке данную надпись можно прочитать как ПОДАГА, хотя, оперируя теми же знаками, более точно ее можно прочитать как ПОДАРОК. Эти же знаки с большей долей вероятности можно принять за знаки руницы, которые дадут чтение МУЖЬ РЕТЪРЬШИНЬ, то есть МУЖЧИНА ИЗ РЕТРЫ. В таком случае надпись содержит ответ на вопрос о том, кто был миропомазан.

Вторая надпись, также размешенная по вертикали, находится в середине одеяния, и я ее так же поворачиваю на 90° влево. При чтении вендскими рунами получается некоторое странное слово ИСИУБ (ИСУП?); скорее всего, перед нами опять не вендские руны, а знаки руницы. Руницей читается слово РАДЕГАСЬТЪ, что подтверждает общий вид фигурки. Левее и менее крупными знаками руницы МСК начертано слово МАСЬКА, то есть МАСКА, что в религиозном контексте означает ЖРЕЦ. Теперь становится понятным, какой мужчина из Ретры был миропомазан в Арконе (в храме Святовида) и в храме Ники на Апеннинском полуострове – это жрец Радегаста. Чтение МАСКА подтверждается и смешанной надписью на одеянии жреца в самом низу подола, которую я обвел рамочкой.

Четыре последних слова начертаны на продолжении луча на правой стороне фигурки жреца Радегаста; на самом луче кирилловская надпись гласит ПОДАРКИ ЕМУ, а на ее продолжении на одеянии – ТО НОВЫЯ. Следовательно, эта фигурка входит в коллекцию новых подарков храму Ретры от родственного храма, вероятнее всего, от храма Святовида в Арконе (остров Рюген). И данный подарок был сделан по поводу миропомазания нового жреца храма Радегаста в Ретре как в храме Святовида, так и в храме Ники, поэтому перед нами не лик, но портрет (аналог христианской иконы святого, которая тоже изображает не бога, но преданного богу человека).

Полная надпись (вероятно, что при большем увеличении могут выявиться и иные фрагменты надписи) гласит: ЭТО ПОРТРЕТ. МИРОПОМАЗАНИЯ АРКОНЫ И (ХРАМА) НИКИ НА (ТИРРЕНСКОМ МОРЕ(?)) ОДИНАКОВЫ. МУЖЧИНА ИЗ РЕТРЫ, МАСКА, РАДЕГАСТ. ТО – НОВЫЕ ПОДАРКИ ЕМУ. Итого – 19 слов, из которых Жункович читает только два, да и то неточно. Никакой ПОДАГИ здесь нет, так интерпретируются слова СЕ ПОРТРЕТ.

На этом, однако, исследование не заканчивается, поскольку есть смысл проанализировать и заднюю сторону, не упоминаемую Жунковичем. Я ее заимствую из работы Маша и стараюсь читать неявные надписи (рис. 178).

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image610.jpg
 
Рис. 178. Мое чтение надписей на задней стороне фигурки Подаги
 

Здесь, прежде всего, я копирую изображение бегущего зверя, обращаю его в цвете и читаю надпись, образованную треугольной рамочкой. На правом ребре читается слово ЖРЕЦ, на нижнем – РОДОВ, оба слова начертаны кириллицей. Таким образом, перед нами РОДОВ ЖРЕЦ, то есть ЖРЕЦ РОДА. Под головой животного имеется вертикально расположенное украшение, которое, будучи развернутым горизонтально и обращенным в цвете, то есть переведенным из позитивного изображения в негативное, образует слово РОМАН. Я понимаю, что это – как раз имя жреца в Тирренском храме Вечного города. Если город называется РОМА, то и имя жреца будет РОМАН.

117
 

Читаю я так же и части гривы внизу и вверху в обращенном цвете; они образуют слово МАКЪШИ (слоговой знак К читается как КЪ), что означает МАКОШИ, а светлый край гривы справа в обращенном цвете дает слово МАСКИ. Итак, два львиных лика – это МАСКИ МАКОШИ. Эти слова я понимаю не в том смысле, что львиная морда отражает Макошь, а не Рода, а иначе: обычно художественное изображение божеств изготовлялось в храме Макоши, то есть жрец Тирренского храма Рода Роман, жрец Рода, облачался в одеяния и маски, изготовленные в храме Макоши. Иными словами, опять мы здесь узнаем обычную славянскую атрибутику, ставшую совершенно чуждой в интерпретации Маша. Кроме того, перед нами две различные маски бога Рода в его зооморфной ипостаси. Можно предположить, что существовал и культ почитания жрецов, подобно тому как в христианстве, помимо культа Иеговы, Христа и Богородицы, существуют и культы святых, уже не богов или боголюдей, но просто людей.

Возможно, что существовал и славянский бог Подага, однако эта фигурка отражает не его, а жреца Романа в роли Рода, то есть в одежде данного божества и в двух львиных масках.

Картина дня

))}
Loading...
наверх