Хотите знать, как Англия разгромила Испанскую Армаду? Забудьте все, чему учили в школе

В британском журнале "BBC "№2 за 2020 год Люси Уорсли, популярная телеведущая исторических программ на BBC и Viasat History, а также автор ряда интересных книг по истории британского быта, поделилась своим мнением по поводу событий, связанных с походом «Непобедимой Армады». Предлагаю познакомиться, потому что Люси Уорсли – это всегда интересно.

Многое из того, что мы знаем о знаменитых событиях 1588 года, начиная с зажигательной речи Елизаветы I в Тилбери и заканчивая знаменитой игрой Дрейка в шары, придумали за последующие четыре сотни лет, считает Люси Уорсли.



В мире, где тысячи мнений конкурируют за наше внимание, хочется считать, что книги по истории говорят одним ясным голосом, чтобы рассказать нам окончательную правду о прошлом. Но это совсем не так. В проекте «History’s Biggest Fibs», выходящем в эфир на BBC Four, Люси Уорсли исследует некоторые из самых известных историй прошлого, чтобы увидеть, как рассказы о них менялись со временем.

Так, одним из ключевых моментов официальной истории превращения Англии в мировую морскую сверхдержаву, считается так называемое поражение испанской «Непобедимой» Армады в 1588 году. Слово «Непобедимой» взято в кавычки намеренно, так как все не так, как кажется.

Школьная версия этой истории рассказывает, что король Испании Филипп II, смертельный враг королевы Англии Елизаветы I, послал свою огромную армаду кораблей, чтобы вторгнуться в Англию и вернуть ее к католической вере. Но его Армада потерпела поражение от небольшого, но отважного английского флота, среди храбрых капитанов которого находился сэр Фрэнсис Дрейк.

Знаменитая победа Дрейка над противником часто представляется как момент, когда Англия стала самой сильной в Европе. Например, Уинстон Черчилль во время Битвы за Британию заявил:

«… мы должны считать следующую неделю исключительно важным периодом в нашей истории. Его можно сравнить с теми днями, когда испанская Армада приближалась к Ла-Маншу, и Дрейк заканчивал свою игру в шары …»

(интересно, что в русском переводе книги «Вторая мировая война» Черчилля – в описании его речи по радио 11 сентября 1940 года момента про «игру в шары» нет. – мое примечание. В общем, хотите во всем разобраться, втыкайте в первоисточники)

На сигаретной карточке 1910 года изображен Дрейк, играющий в шары перед тем, как разбить Армаду. Ни одно из ранних описаний сражения не упоминает об этом инциденте.


Эта история с игрой в шары – проблематична

Вы, вероятно, думаете, что именно в то время, когда Дрейк наслаждался игрой на зеленых лужайках Плимут-Хоу, испанская Армада впервые появилась на горизонте? В школьной истории сэр Фрэнсис говорит Чарльзу Говарду, лорду Эффингему, командующему английским флотом, что спешить незачем, у него достаточно времени, чтобы закончить игру, а заодно и избить испанцев. Эта история глубоко укоренилась в английском национальном психотипе, как пример присущего англичанам хладнокровия перед лицом опасности.

К сожалению, ни в одном из рассказов современников об Армаде вообще не упоминается, что кто-то играл в шары. Спустя несколько лет после этого события в одном из рассказов, наконец, описывается, как моряки в Плимуте в июле 1588 года
«танцевали, играли в шары и веселились»
на берегу, когда появилась Армада. Но это оказалось неотразимо пикантной деталью. Вышедшая в 1730-х годах биография сэра Уолтера Рэли сообщает нам, что Дрейк был полон решимости закончить свою игру – и с тех пор этот анекдот стал «историей».

Другая нить традиционной истории Армады концентрируется на отношениях между двумя злейшими личными врагами: Филиппом II Испанским и королевой Елизаветой I, замкнутыми на борьбу между их различными религиозными убеждениями.

В 1588 году Филиппу исполнился 61 год, он был правоверным католиком и королем самой большой империи в мире, простиравшейся от Южной Америки до Филиппин. Елизавете I перевалило за пятьдесят, она все еще оставалась незамужней, бездетной и правила протестантской Англией, в которой католические заговоры являлись постоянной угрозой.

Филипп Испанский и его жена Мария I Тюдор на картине 1555 года. Несмотря на все свои религиозные убеждения, Филипп сделал предложение протестантке Елизавете I после смерти Марии


Но дело в том, что в 1554 году, 34 года назад, Филипп отплыл из испанского порта Ла-Корунья, чтобы стать частью королевской семьи Тюдоров. Мы часто забываем, что до того, как он стал королем Испании, Филипп II, великий злодей в истории Армады, провел четыре года в качестве короля-консорта Англии, благодаря своему браку с Марией, старшей сводной сестрой Елизаветы.

Мария отчаянно стремилась обеспечить будущее Англии как католической страны и страшилась мысли, что она умрет бездетной и оставит на троне протестантку Елизавету. Но Филипп думал иначе. Альтернативой Елизавете в случае, если их брак не принесет детей, являлась Мария Стюарт, королева Шотландии. Она исповедовала католичество, что являлось плюсом, но, благодаря своему происхождению и сильным связям с французским двором, прочно втянула бы Англию в орбиту французских врагов Филиппа, что для него было неприемлемо.

Поэтому Филипп стремился наладить отношения со своей невесткой, убеждая Марию освободить Елизавету из-под домашнего ареста, под который та была помещена. Когда Мария лежала при смерти, Филипп понял, что единственный способ убедить Елизавету поддержать католиков - жениться на ней и обратить ее в свою веру. И он сделал ей предложение.

Елизавета, как всегда, отказалась взять на себя брачные обязательства. Несколько месяцев спустя, услышав, что Филипп начал новые переговоры о браке с французской принцессой, она сказала (И это классическая Елизавета I), что он не любил ее сильно, раз не смог подождать ответа месяц или два.

Хотя предполагаемый брак не состоялся, Елизавета и Филипп остались друзьями. Но в следующем десятилетии, когда Елизавета и ее народ стали решительно протестантскими, начал возмущаться Рим. В конце 1560-х годов католики на севере Англии предприняли неудачную попытку восстания. Чтобы ободрить их, в 1570 году Папа Римский отлучил их от церкви их королеву.

Хорди Молья играет Филиппа II, «помешанного на Боге психопата», в фильме «Золотой век»


Теперь Филипп попал под давление Рима, требовавшего свергнуть Елизавету. Но у правителя огромной империи было много других приоритетов. Хотя в фильмах - особенно в «Золотом веке» режиссера Шекхара Капура часто показывают Филиппа как помешанного на Боге психопата, религия сама по себе не являлась для него достаточно веской причиной вторгнуться в Англию. Два других фактора сыграли ему на руку. Во-первых, грабеж испанских кораблей и колоний Дрейком, что Филипп считал пиратством.

Во-вторых, поддержка Елизаветой мятежных протестантских подданных Филиппа в Нидерландах. Это, в конце концов, подтолкнуло Филиппа к планированию вторжения Армады.

Миф о непобедимости

Испанский флот, который собрал Филипп, обычно изображается как «непобедимый» Голиаф, противостоящий Давиду - маленькому английскому флоту. На самом деле все было совсем не так. Это был даже не самый большой флот, когда-либо атаковавший Англию: нормандский флот вторжения в 1066 году и французский флот, пересекший Ла-Манш в 1545 году и потопивший «Мэри Роуз», оба имели больше кораблей.

У испанцев было около 130 кораблей - от военных галеонов до курьерских судов и судов снабжения. Хотя английский флот был меньше, множество торговых и частных судов были реквизированы, чтобы создать силу, сопоставимую с испанской.

И, как бы то ни было, испанский флот вторжения попал в беду задолго до того, как у него появилась возможность вступить в бой с англичанами. Вскоре после отплытия из Лиссабона они столкнулись с болезнями, испортившимися припасами и плохой погодой. Им пришлось остановиться в Ла-Корунье для ремонта. Оттуда командующий флотом написал Филиппу, признавшись, что

«едва ли кто-либо из тех, кто находится на кораблях Армады, обладает какими-либо знаниями или умением выполнять возложенные обязанности ... мы очень слабы».

Но Филипп ответил, что поход все равно продолжится. Итак, Армада отчалила, намереваясь плыть вверх по Ла-Маншу к его самому узкому месту. Там на корабли должна была сесть находящаяся в Нидерландах армия во главе с герцогом Пармским. Ее собирались переправить в Кент.

Сначала, правда, испанцам пришлось пробираться вверх по Ла-Маншу, и здесь они стали испытывать еще больше проблем. Первые крупные потери они понесли сами: в результате крушения и взрыва они потеряли два корабля.

Елизавета I прибывает в Тилбери, чтобы произнести речь перед своими войсками


Драматический эффект

После того как испанцы поплыли вверх по Ла-Маншу, следующим важным сюжетным ходом в популярных пересказах этой истории стала воодушевляющая речь Елизаветы I, произнесенная ей перед своими людьми в Тилбери, на северном берегу Темзы. Эта знаменитый пример ораторского искусства, в котором королева поведала собравшимся войскам, что у нее
«тело слабой и беспомощной женщины, но у меня сердце и желудок короля».

Эта речь экранизирована в бесчисленных фильмах. Елизавету часто изображают верхом на лошади, одетую в белый бархат или даже в доспехи.
«Я сама стану вашим генералом»,
- сказала она своим людям.

Но это - событие для драматического эффекта. Елизавета придумала план, как обратиться к войскам, пока испанцы еще находились в Ла-Манше. Но к тому времени, когда она это сделала, Армада уже смотрела в лицо своему поражению. Одиннадцатью днями ранее английские брандеры атаковали испанский флот, ожидавший у берегов Франции встречи с армией герцога Пармского.

Горящие суда вызвали у испанцев панику с дальнейшими катастрофами и потерями. Поэтому, когда Елизавета произносила свои знаменитые слова в Тилбери, то, что осталось от Армады, находилось на пути домой. Корабли пошли вокруг Шотландии и Ирландии, чтобы вернуться в Испанию. И там, на севере, по испанским планам прозвенел похоронный звон. Но причина его не Дрейк, Елизавета I или храбрые английские моряки, а плохая погода.

Интересно, что содержание и время выступления Елизаветы также «эволюционировали» со временем. Источники не упоминали знаменитую фразу про «сердце и желудок короля» более трех десятилетий после завершения мероприятия. Впервые ее упомянул протестантский священник, бывший в Тилбери. И это звучит именно так, как сказала бы Елизавета. Но историки не могут быть уверены, что она действительно произнесла именно эти слова.

К тому времени, когда Флора Робсон сыграла королеву-девственницу в 1937 году в «Огне над Англией», эта речь стала краеугольным камнем английской истории


Разве это имеет значение? Тилбери стал краеугольным камнем истории не из-за фактов, а из-за эмоций, которые эта речь вызывает. Незадолго до начала Второй Мировой войны, когда актриса Флора Робсон, сыгравшая Елизавету I в фильме 1937 года «Пламя над Англией», произнесла речь, она на самом деле говорила о страшном нацистском вторжении. Восемью десятилетиями позже слова Елизаветы использовали снова - потому что пришла пора продавать феминизм, футбол и пиво в рамках рекламной кампании Budweiser, поддерживавшей английских львиц на чемпионате мира по футболу среди женщин в 2019 году.


Портрет 1588 года показывает Елизавету I в окружении символов власти


Как показывают эти примеры, идея о том, что Елизавета, Дрейк и его наглецы победили практически непобедимую Армаду, прочно обосновалась в сердце концепции самоидентификации Англии. В Викторианскую эпоху эта идея считалась особенно привлекательной. Особенно викторианских джентльменов привлекала история о стране с блестящим флотом. Это нашло отражение в том факте, что изображение Армады стала частью задуманного принцем Альбертом декоративного оформления Палаты Лордов. Но, несмотря на все почитание Дрейка и его компании, нет прямой связи с событиями 1588 года и британским имперским величием XVIII-XIX веков.

Во-первых, поражение Армады не принесло победы в войне с Испанией; фактически, этот конфликт затянулся до XVII-го века.
Во-вторых, сами испанцы никогда не рассматривали армаду как серьезное поражение. Потому что в 1589 году англичане сами потерпели позорное морское поражение. В этом году Дрейк возглавил так называемую «Контрармаду», целью которой было уничтожение остатков флота Филиппа, стоявшего на ремонте в Сантандере. Этот поход стал полным фиаско, в котором погибло 15 000 англичан, и многие из 86 кораблей были потеряны.

Дрейк и его флот были вынуждены, как и флот Филиппа II годом ранее, остановиться в Ла-Корунье из-за нехватки провизии. И вот, местная женщина, Мария Пита, возглавила ожесточенное сопротивление английскому флоту. Прославляемая как героиня в Ла-Корунье, Пита, как говорят, убила английского солдата, тем самым вдохновив город на победу. И если провести футбольные ассоциации, то теперь она - символ местной женской команды.

Кому-то следовало рассказать Маргарет Тэтчер о «Контрармаде». Когда Испания безуспешно попыталась экстрадировать бывшего чилийского диктатора генерала Пиночета из Великобритании за нарушения прав человека, бывшая премьер-министр встала на защиту человека, который поддерживал ее во время Фолклендской войны. Она прислала ему серебряную тарелку в память о победе англичан над испанской Армадой.

Английский флот сражается с Армадой на картине 1601 года. Небольшие, но проворные английские корабли превосходно сражались с испанскими галеонами, но победу им принесла плохая погода.


Испанский колониализм

Сама Тэтчер часто фотографировалась среди своих солдат во время Фолклендского конфликта, но всегда казалась женственной в своем личном стиле. От Елизаветы I она научилась быть женщиной-военачальницей – быть женственной, но при этом отрицать, что пол имеет значение.

Легенда об испанской Армаде, созданная сторонниками Елизаветы I и пересказанная последующими поколениями, имеет мощное наследие. Во времена кризисов: от Второй мировой войны до Фолклендских островов – она использовалась, чтобы убедить англичан, что этот маленький остров может взять на себя роль сверхдержавы; что Великобритания, несмотря на небольшие размеры, все еще способна играть огромную роль на мировой арене. Популярная версия истории «Непобедимой» Армады, неважно правда это или нет, дает англичанам уверенность. И кто знает, куда это впечатляющее смешение фактов, фантазий и выдумок приведет их в следующий раз?

Источник ➝

Откуда есть пошла «земля укров»? Историк Татищев и другие.

Мнение по вопросу «украинства» знаменитого историка Василия Никитича Татищева.

Это настоящий исторический детектив: запорожские казаки, иначе говоря, "черкесы" или "черкасы", ведут своё происхождение от адыгов, переселённых на Днепр ханом Ахматом.

Если вы обратите свой взор на карту Украины, то в самом её центре увидите область, административный центр которой носит довольно-таки нетипичное и броское название – Черкассы. Точное происхождение названия которого, кстати, не известно до сих пор. Чего не скажешь в то же время о дате его основания.

В 1986 году в конце сентября официально и с размахом отмечался юбилей города – 700-летие со дня образования. На торжественность празднования такого события трудно было не обратить внимание, - ведь сопровождалось оно, ни много ни мало, приездом и выступлением на центральном стадионе тогдашней звезды советской эстрады Софии Ротару . Точная дата возникновения населенного пункта при отсутствии четкого объяснения происхождения его названия вызывает интерес.

Существуют не одна а несколько объясняющих версий. Например, многие краеведы склоняются к тому, что данный населенный пункт был образован народом, носившем название «косоги» или «черные клобуки». Другие склонны считать что «Черкассы» это не иначе как, в переводе с тюрского «чер» (сердце) и «кассы» (деревня) – «сердечная деревня». Кроме того, само название «Черкассы» не настолько уж уникально.

Существует немалое число населенных пунктов со схожими или даже аналогичными названиями: Черкесск, Новочеркасск, Кинель-Черкассы, многочисленные деревни и села Черкассы и Черкасские разбросанные по Белоруссии, России и Украине. «Черкасами» также называли в старину казаков, которые, кстати, и обосновали данный город и которые представляли собой этнос, считавшийся основным в регионе, что сегодня является центральной Украиной. Ведь раньше украинцев и называли не иначе как «черкасы». Но настолько ли бесспорно подобное толкование?

Для выяснения истины мы, конечно же, воспользуемся таким непременным атрибутом нынешней жизни как Интернет. Итак, для начала наберем «по ошибке» (как это имело место в моем случае) «Черкасы» с одной «с» и узнаем, что термин «черкасы» употреблялся вместо нынешнего термина «черкесы» до войны Российской Империи на Кавказе. Мы также прочтем информацию об отсутствии четкого единого объяснения происхождения названия этого народа. А также узнаем о том, что черкасы были народом, входившим в состав Золотой Орды. Как и о том, что слово «черкасы» - итальянского происхождения, появившееся от лексикона генуэзских купцов, что самоназвание этого народа – адыги.

kazak348.jpg

Что народ этот отличается и отличался своеволием, свободолюбием, мужеством, храбростью. Но среди этого многообразия информации есть одна очень интересная цитата Татищева Василия Никитича. «Оные прежде из кабардинских черкас в 14 веке в княжестве Курском под властью татар множеством сброда слободы населили и воровством промышляли и из-за жалоб многих татарским губернатором которым были на Днепр переведены и град Черкассы построили». Она находится в его «Истории Российской с самых древнейших времен…».

Что же с помощью такой лаконичной цитаты хотел донести потомкам покойный Василий Никитич, считавшийся и считающийся заклятым казакофобом и подозреваемый многими в предвзятом отношении к этому вопросу? Какая именно история упоминается в этом емком сообщении? Какие-то слободы, какой-то татарский губернатор, какое-то воровство, «переведены»…Что это – неуемный полет фантазии Тайного Императорского Советника, занимавшего одно время пост Астраханского губернатора? Но занимают ли высокие государственные посты люди со склонностью к такого рода вранью? И памятники лгунам обычно не ставят.

Если не учесть, конечно, небезызвестного Барона Мюнхаузена. Но Татищев – не Мюнхаузен, и поэтому давайте-ка все-таки получше изучим: что же все-таки это за цитата?

Кстати, Татищев данное сообщение повторяет уже в другой своем труде – «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской…». Вот что он там пишет:

«Запорожские казаки. Сих начало такое. 1282 года баскак татарской Курскаго княжения призвав черкес отБештау, или Пятигорья, населил слободы и чинил оными великия разбои и грабления, которыя князь курский Олег по соизволению ханскому разорил, за что после и сам погиб. Но люди оставшие, умножась русскими беглецы, долгое время чинили всюду по дорогам разбои и едва выгнаны, оттуда перешли в Канев к баскаку, которым он назначил место ниже по Днепру, где они построили город, назвали Черкесы, где жили без жен. Которое и поляки для пресечения набегов татарских оставили и дали им место в Преволочине, но они, не довольствуяся тем, ниже порогов на Хортицком острову укрепилися и тогда назвалися запорожскими, но не могши от силы татарской удержаться, остая оной, паки вверх перешли и прежния свои городы Черкесы и Канев силою у поляков отняли…… »

kazak344.jpg

И это – лишь часть сообщения на эту тему.

К слову сказать, автор этих строк не имеет ничего против черкесского народа, представителей которого упоминает Татищев. Мною движет лишь желание докопаться до истины и «разложить все», так сказать, «по полочкам». Тем более, что нет такого народа, который бы сам себя называл «черкесы», как впрочем, и четкого объяснения происхождения этого названия. Последнего нет и, как выясняется, никогда и не было. О чем сообщают многие источники, в частности генерал и сенатор Филипсон Г.И. (6) и канд. истор. наук Кагазежев Ж.В. (7). Но это – отдельный разговор и не об этом сейчас речь.

Итак, начнем с места и времени. Княжество Курское, 14 век. В 14-веке княжество Курское, как и многие тогда земли Руси находилось под Татаро-монгольским Игом.

Теперь что касается термина «Татарский губернатор»….Власть на местах тогда представляла ордынская администрация в лице так называемых баскаков, занимавшихся сбором дани, учетом населения и держании в повиновении подвластных татарам русичей.

«Баскак» в переводе с татарского означает «давитель, выжиматель». В Курском княжестве, правда, не в 14-м а в 13-м веке правил баскак Ахмат. Или точнее, как сообщают источники, – «Ахмат, сын Темиров, выходец из Хивинского ханства, откупивший у татар право сбора дани и чинивший многие беды населению Курского княжества». Как пишет летопись «князь Татарский злохитръ, и корыстенъ и лукавъ велми, имя ему Ахматъ». Кстати, это тот самый Ахмат, что разрушил в 1284-м году Липецк.

kazak346.jpg

Далее, с помощью Никоновской летописи выясняется, что этот же Ахмат таки организовывал слободы! Действительно, этому факту уделяют внимание не только Никоновская летопись, но и российские историки Карамзин Н.М. (8) и Соловьев С.М. (9). И наши современники в лице академика Кучкина В.А. (10), Насонова А.И. (11) и других.

Для более полной картины произошедших событий составим обобщенный конспект их сообщений.

Итак, во владениях князя рыльского и воргольского Олега и князя липецкого Святослава ордынский наместник баскак Ахмат построил две большие слободы. Олег и Святослав, родственники между собой, потомки Черниговских властителей, как водилось тогда по обыкновению, то воевали между собой, то жили в мире. В самой же Орде на то время было двоевластие – её возглавляли два хана - Ногай и Телебуга. Баскак Ахмат организовал близ Рыльска, как пишут, две слободы, которые наполнялись беглыми людьми и куда стекались негодяи всякого рода.

Население этих двух слобод под покровительством, а скорей всего и под управлением Ахмата, занималось сбором дани, проще говоря, просто грабежом окрестных селений. От наемников Ахмата доставалось не только простолюдинам, но и князьям. И тогда, не в силах больше терпеть такое, Олег с согласия Святослава обратился с жалобой к Хану Телебуге. Последний, вняв его просьбам дал отряд и велел разорить слободы. Видя ликвидацию своих слобод, Ахмат решил обратиться со своей жалобой к сопернику Телебуги - Ногаю, оклеветав при этом Олега и Святослава разбойниками.

«Сие обвинение», - как сообщает  ещё один великий историк Н.М Карамзин, «имело некоторую тень истины: ибо легкомысленный Святослав, еще прежде Олегова возвращения из Орды тревожил Баскаковы селения ночными нападениями, похожими на разбой». Далее – по Соловьеву С.М.:

«Эти князья, - говорил Ахмат Ногаю, - именем только князья, а на самом деле разбойники и тебе неприятели; если не веришь, то испытай: есть в Олеговой волости много ловищ лебединых: ты пошли своих сокольников, пусть наловят тебе лебедей, и князь Олег пусть с ними же ловит, а потом пусть они позовут его к тебе: если Олег послушается, придет к тебе, то я солгал, а Олег прав».

kazak347.jpg

Ногай сделал по Ахматову, послал звать к себе Олега, и тот не пошел: он боялся, что хотя сам он и не грабил слобод Ахматовых, но люди его и князь Святослав липецкий грабили; к этому можно прибавить также, что пойти к Ногаю, признать над собою его суд и власть значило рассердить Телебугу. Сокольники возвратились и объявили Ногаю, что Ахмат прав, а Олег со Святославом разбойничают и не слушаются хана. Ногай рассердился и послал вместе с Ахматом войско для опустошения волости Олеговой и Святославовой. Татары пришли к городу Ворголу в январе месяце, в сильную стужу; Олег, услыхав о Ногаевой рати, бросился бежать в Орду к своему хану Телебуге с женою и детьми, а Святослав бежал в Рязанское княжество, в леса воронежские; бояре Олеговы побежали было вслед за своим князем, но были перехвачены татарами, в числе одиннадцать человек. Двадцать дней стояли татары в Рыльском и Липецком княжествах, воюя повсюду и складывая добычу в слободах Ахматовых, которые наполнялись людьми, и скотом, и всяким богатством. В числе пленников находились и купцы иностранные, немецкие и цареградские, которых привели закованных в железа немецкие; но татары, узнавши, что они купцы, освободили их и отдали все товары, сказавши: «Вы купцы торгуете, ходите по всяким землям, так рассказывайте всюду, что бывает тому, кто станет спорить со своим баскаком».

Бояр Олеговых Ахмат велел перебить и трупы их развешать по деревьям, а в слободах оставил двух своих братьев с отрядом войска из татар и русских. В следующем году по весне случилось обоим братьям Ахматовым идти из одной слободы в другую, а с ними шло 35 человек русских слуг их. Липецкий князь Святослав, услыхав об этом, подстерег их со своими боярами и дружиною, ударил нечаянно, убил 25 человек русских да двух татар, а братья Ахматовы успели убежать в слободу; Святослав преследовал их и туда, но слобожане встретили его с оружием, и с обеих сторон пало много людей в бою. Братья Ахматовы побоялись, однако, оставаться долее в слободе и побежали в Курск к брату, а за ними разбежались и все остальные слобожане. Ахмат прислал к Святославу с миром, но тот убил и посла.

В это время возвратился из Орды от Телебуги князь Олег рыльский, сделал поминки по боярам своим и всем побитым, после чего послал сказать Святославу: «Что это ты, брат, сделал! Правду нашу погубил, наложил на себя и на меня имя разбойничье, знаешь обычай татарский, да и у нас на Руси разбойников не любят, ступай в Орду, отвечай».

kazak345.jpg

Святослав велел сказать ему на это: «Из чего ты хлопочешь, какое тебе до меня дело? Я сам знаю про себя, что хочу, то и делаю; а что баскаковы слободы грабил, в том я прав, не человека я обидел, а зверя; врагам своим отомстил; не буду отвечать ни перед богом, ни перед людьми в том, что поганых кровопийцев избил».

Такова трагедия, розыгравшаяся в 13 веке в Курском княжестве.

Итак, Ахмат организовал слободы беглыми людьми и с их помощью осуществлял не только сбор дани, но и карательные операции. Действительно, имели место и наличие слобод наемников и их разгон. Значит, получается, Татищев не такой уж и фантазер, раз его цитата согласуется с Никоновской летописью! Значит, все-таки, были в свое время «оные», что «слободы населили» и «воровством промышляли».

Теперь остается узнать: откуда у Татищева информация, что оные именно «из кабардинских черкас» и что они «татарским губернатором …на Днепр переведены и град Черкассы построили»? А действительно, откуда у него такая информация? И здесь начинается самое интересное и загадочное.

Дело в том, ни одна из существующих летописей не подтверждает это сообщение. Но вместе с тем заслуживает особого внимания исчезновение Троицкой летописи и пропажа нескольких листков из самой древней – Лаврентьевской и как раз в месте, посвященном событиям в Курском княжестве!

Чтобы не быть голословным вот какай интересный отрывок из статьи писателя Тихомирова И.А. (12), в «Журнале Министерства народного просвещения» за октябрь 1884 года:

«Рассматривая наконец последний отдел Лаврентьевского свода летописи от кончины Александра Невского до смерти его сыновей, мы прежде всего заметим, что здесь в рукописи, вследствие потери нескольких листков, значительный пропуск, так что описания годов от 1263 до 1283 нет; пропуск этот пополняется известиями, сохраненными в позднейших летописных сборниках, как-то: Воскресенском, Софийском, Никоновском, а также отчасти Суздальскою летописью по Академическому списку. Под 1283, 1284 и отчасти под 1285 гг. помещены в Лаврентьевском сборнике известия Курскаго происхождения о насилии, которому подвергались русские от одного татарского наместника»; автор делает указание на себя: «се же зло створися великое грех ради наших, Бог казнить человека человеком; тако наведе Бог сего бусурменина злого за неправду нашю, мню бо и князи ради, зане живахуть в которах межи собою. Много о том писати, но то оставим…».

«И бъше видъти дело стыдно и велми страшно, и хлъбъ в уста не идяшеть от страха».

Тому же автору, вероятно, принадлежит известие о нападении на Татар Святослава, Липовеческого князя и междуусобиях, возникших вследствии этого. Может быть об этих событиях даже было составлено отдельное сказание ( Лет. по сп Лавр. 467-459; Воскр. VII, 176-178; Ник III, 77-84). О каком авторе сообщает Тихомиров И.А. – давайте этот вопрос оставим на совести историков-профессионалов. Факт тот, что такая статья была и она написана человеком, возглавлявшем в свое время Троицкую гимназию в Оренбургской губернии.

Более того, кроме Татищева о данном факте, независимо и не ссылаясь друг на друга, сообщают также генерал-майор Болтин Иван Никитич (1735-1792) и князь Эристов Дмитрий Алексеевич (1797-1858).

Вот что пишет Эристов в «Энциклопедическом лексиконе» (13):

«Баскак Ахмат поселил близь Рыльска (1282) две слободы под именем казаков. Поселенцы сии были большею частию пришельцы с Кавказа. К ним присоединилась толпа разного звания беглых. Покровительствуемые Ахматом, они производили разбои и грабежи во владениях Князей Олега Рыльскаго и Святослава Липецкаго. Князья жаловались хану Телебуге, и наконец с его разрешения разорили селения Ахматовы. Шайки сих разбойников разсеялись и многие из них убежали в Канев…….Между тем жителям разоренных слобод своих, Ахмат назначил место на Днепре. Поселенцы построили себе городок и назвали его Черкассы, потому что главный их атаман и многие из них самих были породою Черкесы».

kazak349.jpg

А вот сообщение Болтина И.Н.(14):

«В 1282 году, Баскакь Татарской Курскаго Княжения, призвавъ Черкесъ изъ Бештау или Пятигория, населилъ ими слободы под именемъ Козаковъ. Разбои и грабежи причиняемые ими произ-вели многия жалобы на нихъ; для коихъ наконецъ Олегъ Князъ Курский, по дозволению Ханскому, разорил их жилища, многихъ изъ нихъ побилъ,а прочие разбежалися. Сии, совокупяся съ Русскими беглецами, долгое время чинили всюду по дорогамъ разбои, укрываяся отъ поисковъ надъ ними по лесамъ и оврагомъ. Много труда стоило всехъ ихъ оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная ихъ шайка, не обретая себе безопасности тамъ, ушла въ Каневъ къ Баскаку, который и назначилъ имъ место къ пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городокъ, или приличнее острожокъ, и назвали Черкаскъ, по причинъ что большая часть из ихъ были породою Черкасы, какъ о поселении ихъ въ Курскъ показано».

И это – тоже лишь часть интереснейшего сообщения Ивана Никитича.

Случайно ли три человека, обладавших репутацией и имевших высокий общественный статус: Татищев, Болтин и Эристов независимо друг от друга сообщают об одном и том же? Почему это имеет место??? На Болтина и Татищева ссылается автор «Исторического описания земли Войска Донскаго» Сухоруков В.Д.(15). На Болтина и Эристова в свою очередь ссылаются российский историк Ригельман Александр Иванович (1720-1789) (16), «Казачий словарь-справочник» (17) и наш современник канд. истор. наук Максидов А.А. (18).

 



Подробнее: http://www.worldandwe.com/ru/page/otkuda_est_poshla_zemlya_ukrov_istorik_tatischev.html#ixzz6Eg6L1bHt
Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на "Мир и мы"

Популярное в

))}
Loading...
наверх