Ленд-лиз. Подсчёты и расчёты

— Предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился — так здорово подумал.

— Два…
— Почему?
— Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
А. Н. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино


Поставки по ленд-лизу. Второй материал о поставках по ленд-лизу явно пришелся многим читателям «ВО» «серпом по одному месту». Недаром же к нему было сделано 460 комментариев, больше, чем к статье – крику души «Не трогайте Сталина».
И к каким только уловкам не прибегали комментаторы, чтобы в принципе доказать недоказуемое. Один написал, что «Сообщение советского правительства…», напечатанное в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), «пропагандистский материал» и потому источником не является. Кто-то написал, что мы могли что-то там купить у других стран. Ну и, конечно, была масса людей, певших осанну монгольским лошадям вопреки словам их же возлюбленного Сталина о том, что Вторая мировая война — это «война моторов». Еще больше меня удивили странные подсчеты многих комментаторов, пытавшихся с их помощью преуменьшить значение поставок. Хотя, казалось бы, тут уж простая африметика на уровне детского сада: у Буратино было два яблока, Пьеро дал ему еще два. И что будет? Будет РОВНО ПОЛОВИНА, но никак не треть этого общего количества яблок. Потому, что два и два — это ЧЕТЫРЕ! Так и с поставками! И очевидно, что по ряду показателей, если мы будем сравнивать произведенное в годы войны и поставленное, мы как раз и будем иметь и 50, и более процентов. Но наши люди хитрецы, они складывают данные поставок с тем, что произведено, и ищут проценты уже от этой общей суммы. В итоге получается треть! Прием, типичный для советской пропаганды («а еще они негров вешают!»), но он не работает сегодня. Более правильным было бы приплюсовать к произведенному в годы войны еще и довоенные запасы, не так ли? Но тогда из довоенных запасов надо вычесть все то, что было потеряно в начале войны. А это уже не история ленд-лиза, а история ВОВ в полном объеме. И, как известно, у нас в стране был подготовлен фундаментальный многотомный труд «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» в 12-ти томах, и там, по идее, все это должно было быть, но… чего нет, того нет. О качестве этого труда, кстати, на «ВО» уже рассказывалось, равно как и о том, каким это исследование по идее должно было быть. Но, к сожалению, так и не стало. Так что казуистикой заниматься не надо, равно как и демонстрировать всему миру свою безграмотность, а нужно просто немного подумать. Понятно, что жалко расставаться с внушаемой с детства мыслью о том, что «мы велики, мы могучи, больше солнца, выше тучи», но придется. Тем более что величие нации вовсе не определяется количеством погибших на войне, как и количеством произведенного ею вооружения. У СССР в 1991 году его было куда больше, чем в 1941-м, и тем не менее, от гибели все это железо его не спасло. Важно извлечь из прошлого уроки с тем, чтобы достойным образом реагировать на вызовы именно сегодня, а пытаться сделать прошлое лучше, чем оно есть — нелепая затея. Ну а теперь обратимся к более конкретным предметам, а именно – к вопросу об оплате ленд-лиза. 


Раздача продуктовых наборов по ленд-лизу в Москве. 1945 год (РИА "Новости")


Целых три маршрута военной помощи


Однако прежде вспомним некоторые интересные подробности. Например, что маршрутов поставок был не один, а сразу три: тихоокеанский, трансиранский и арктический. В общей сумме они дали 93,5 % всех поставок. При этом ни один из них не был полностью безопасным. Причем, те же самолеты, перегонявшиеся через Аляску и Сибирь «своим ходом», очень часто гибли просто по пьянке, как с нашей стороны, так и с американской. Ну и из-за метеоусловий, конечно. И опять же никто не готовился к таким масштабным перевозкам. К ним не были готовы ни мы, ни наши союзники. Не были оборудованы порты, не было пирсов, кранов, складов, железных дорог. Тот же Владивосток в четыре раза больше Мурманска и почти в пять раз больше Архангельска переработал грузов, хотя именно о том, что по северному пути в 1943 году нам перестали посылать конвои, больше всего и кричат. Да, там перестали, зато резко нарастили поставки по другим направлениям. Кстати, поставлять с самого начала тоже было практически нечего. На всю армию США в начале войны приходилось 330 танков, чего посылать-то? И это все только лишь количественные показатели, о качественных можно и не говорить: дюралевые самолеты в любом случае лучше деревянных, это должно быть очевидно даже неспециалисту.

За что расплачивались золотом?


Ну а теперь вернемся к вопросу об оплате. Напомню, что в «Сообщении советского правительства…», напечатанном в «Правде», поставки из Великобритании указаны за период с июня 1941 по 11 июня 1944 года, но в итоге они продолжались и в мае 1945-го. Почему с июня? Видимо, переговоры о поставках начались буквально сразу же после нападения Германии на СССР. В сложности в нашу страну было доставлено четыре млн. тонн военных грузов, включая также и продукты питания, и различные медикаменты. Считается, что суммарная стоимость поставленных из Великобритании в СССР вооружений составляла 308 млн фунтов, а продукты питания и сырье — это еще 120 млн фунтов. По англо-советскому соглашению от 27 июня 1942 года вся военная помощь, оказанная Великобританией Советскому Союзу в ходе войны, была полностью бесплатной. ПОЛНОСТЬЮ БЕСПЛАТНОЙ, подчеркиваю. Но нужно иметь в виду, что до этой даты, то есть с 22 июня 1941 года по 27 июня 1942 года, то есть фактически ровно год, СССР все поставки из Великобритании оплачивал, расплачиваясь за них как золотом, так и за счет своих валютных резервов. Стоимость всех этих поставок за этот период времени сегодня может быть оценена в 55 тонн золота, которое из СССР транспортировалось в Англию кораблями британских ВМФ. Один из таких «золотых кораблей» — британский крейсер «Эдинбург», на борту которого находилось 5500 кг золота, как раз и был потоплен 2 мая 1942 года во время его перевозки.


Крейсер «Белфаст» принадлежал той же серии, что и крейсер «Эдинбург», но, в отличие от последнего, первому повезло много больше


Уникальная операция


Как известно, в ходе уникальной операции на дне Баренцева моря в 1981 году удалось поднять 431 слиток золота весом 5129,3 кг. Затем золото разделили в соответствии с договоренностью сторон и правами собственности на груз в следующем отношении: 1/3 — досталась Великобритании, 2/3 — получил СССР. Спасателям было выплачено 45 % стоимости всего спасенного ими золота. Через пять лет в сентябре 1986 года операция по подъему была продолжена. Со дня извлекли 29 слитков весом 345,3 кг. Тем не менее пять слитков весом 60 кг так и остались лежать в глубинах Баренцева моря. Найти их в темноте насквозь проржавевшего корабля, залитого к тому же толстым слоем мазута, водолазы просто не смогли. Поскольку в советской печати сообщалось, что корабль перевозил золото в оплату за ленд-лиз, в головах советских обывателей прочно укоренилась идея о том, что ленд-лиз оплачивался золотом. Невежественные люди и сейчас так считают, однако на самом деле «золото «Эдинбурга», равно как и все прочее золото, поступившее из СССР в Англию с 22 июня 1941 года по 27 июня 1942 года, к поставкам по ленд-лизу отношения не имеет никакого. Это самая обычная торговля, когда люди расплачиваются за приобретенный ими товар. Еще раз подчеркнем – поставки за это время из Англии в СССР, это не ленд-лиз!

Ленд-лиз. Подсчёты и расчёты

«Эдинбург» во время ходовых испытаний



Еще раз к вопросу об источниках


Для того чтобы не повторяться и еще раз не ссылаться на «Правду», хочу сообщить, что указанное в ней «Постановление…» было затем напечатано в следующем издании: «Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны. — Т.2: Документы и материалы 1 января — 31 декабря 1944. — М: ОГИЗ, Госполитиздат, 1946. — С.142-147. Любой читатель «ВО» может в сети найти эту книгу и посмотреть эти страницы. Все приведенные цифры из статьи в ней есть. То есть речь идет о том, что в СССР вся эта информация была. Однако, как я уже отмечал, была свобода слова и свобода ею не пользоваться! В той же газете «Правда» от 5 апреля 1942 года в передовой статье, посвященной победе в Ледовом побоище, нет ни слова о том, что рыцари-тевтонцы утонули в озере. Ни единого! «Правда» не врет! Но зато все другие (и в этом им никто не мешал) просто взахлеб рассказывали и как они тонули, и сколько их, негодных, там было тысяч. И некоторые, включая даже уже и совсем новые учебники для школы, эту чушь до сих пор повторяют. Также было и с информацией о ленд-лизе. Для людей знающих и для того же Запада, мнением которого СССР дорожил, у нас вся необходимая информация была. Но «где-то там». А для «простолюдинов» существовал массовый поток информации, в котором правда терялась, словно иголка в стогу сена. Да и не больно-то ты мог ею и воспользоваться. Об этом говорят, кстати, даже и комментарии читателей «ВО». Ну а в то время подобный материал с ссылками даже на Госполитиздат никто бы просто не напечатал! Недаром их никто и не использовал даже в мемуарной литературе!


Разгрузка очередного конвоя в мурманском порту


По цене золотого стандарта 1944 года!


Но мы продолжаем рассматривать вопрос о расценках и об оплате. После Англии, посмотрим на поставки со стороны США, и тут оказывается, что помощь по ленд-лизу СССР, соответствует ни много ни мало, как 50 000 тонн золота (на основе золотого стандарта 1944 г., что практически в два раза больше современных совокупных золотых запасов всех ведущих стран мира (включая и сами США). Причем, по условиям договора о ленд-лизе, СССР не должен был оплачивать поставки США в годы войны, равно как и оплачивать израсходованные в ходе войны материалы,. Оплате подлежали станки и прочее оборудование, которое просто-напросто нельзя было вернуть назад – например, оборудование нефтеперегонных заводов. Размер оплаты за все это должен был быть определен лишь после окончания войны.

Мы им, они… нам!


Кстати, очень интересно, что совокупный тоннаж помощи по ленд-лизу, отправленной из США в СССР, примерно соответствовал совокупным отправкам зерна из СССР в США с 1930 по 1940 год включительно (до есть 19,5 млн тонн зерна, стоимостью 200 млн. долларов). То есть это сначала кормили мы их, и получали в обмен на хлеб и меха племенных лошадей, тракторы, станки и заводы, а затем… затем они нам поставляли все то, в чем мы остро нуждались в годы войны. Такая вот между нашими странами всегда была очень тесная экономическая связь, которая кстати, и сегодня несмотря на все санкции по целому ряду показателей товарообмена превышает 50% рубеж объема продаж. Хотя в целом для России в целом США по общему объему товарооборота является всего лишь партнером №6 с долей всего лишь 4,2%. Как, кстати и в 30-е годы! Но тогда не так было по тракторам, а сейчас... по титану. Что ж, прогресс налицо.


Выгрузка танков «Матильда» в порту Архангельска


Ну а о том, как СССР, а затем и Россия расплачивалась за ленд-лиз, вы узнаете из следующей части.

P. S. Обычно я не слишком доверяю материалам, публикующимся в «живых журналах». Но вот этот показался мне весьма интересным. И поскольку уважаемая публика, читающая «ВО», обычно не утруждает себя чтением таких печатных изданий, как «Вопросы истории», «США и Канада», «История российского государства и права», «Родина» и «ВИЖ», я настоятельно рекомендовал бы прочитать материал вот отсюда.

Продолжение следует…
Источник ➝

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СЛОЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

«Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае оно
соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь “образованного сословия” с собственностью
была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1-4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели
собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные:

Инженеры. В МПС начальники линий получали 12 - 15 тыс. р. в год, начальники служб - 5,4 - 8 , начальники телеграфа - 3,3 - 4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4-8 тыс., средние чины - 1,4 - 2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться.

Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1-2 тыс. р. в год, 25,2% - 2-3 тыс., 27,9% - свыше 3 тыс.

Медики. Земские врачи получали 1200-1500 р. в год, фельдшера - от 500-600 до 200-300, фармацевты - в среднем 667,2 (92, 5% их получали менее 1200 р.
в год).

Учителя. Преподаватели средней школы с высшим образованием зарабатывали от 900 до 2500 р. (со стажем в 20 лет), без высшего
образования - 750-1550. Пенсии их (после 20 лет стажа) составляли 1800 и 1100 р. соответственно. Учителя городских начальных школ получали в среднем (1911 г.) 528 р. (женщины - 447), сельских - 343 и 340 соответственно. В 1913 г. 70,9% из них получали в год свыше 200 р. Есть также данные о заработках народных учителей 180-300, 250-300, а иногда
даже 48-60 р. в год.

Журналисты провинциальной прессы зарабатывали, как правило, 600-1200 р. в год, но четверть из них получали доход свыше 1200 р.,
а небольшая часть (1/6) - менее 360 р. Заработки столичных литераторов и журналистов, сотрудников ведущих газет, были намного больше.

Военные. Оклады младших офицеров составляли 660-1260 р. в год, старших - 1740-3900, генералов - до 7800. Кроме того, выплачивались квартирные деньги: 70-250, 150-600 и 300-2000 р. соответственно.

Художники. Руководители мастерских Академии художеств имели оклады в 2400 р. в год, профессора - 2000, преподаватели - 400- 2800. В провинциальных училищах преподаватели искусств получали 1200 р. и казенную квартиру, в прочих учреждениях живописцы и архитекторы получали от 500 до 1600 р. Известные же художники зарабатывали до 12 тыс. р. и более.

Актеры. На провинциальной сцене актеры получали, как правило, 1200-1800 р. в год, что превышало актерские оклады в государственных театрах. Минимальным окладом на казенной сцене считался оклад 600 р. При этом оклады наиболее видных актеров императорских театров достигали 12 тыс. р. Адвокаты имели годовой доход 1-2 тыс. р. (7, 9%), 2-10 тыс. (84, 7%) и даже 10-50 тыс. (7, 4%). Профессора вузов получали не менее 2000 р. в год, в среднем 3-5 тыс., иногда до 12 тыс.

В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.). Лишь некоторые низшие категории этого слоя: учителя сельских начальных школ, фельдшера и т.п. — имели заработки, сопоставимые с основной массой населения. При выслуге установленного срока службы пенсия назначалась в размере полного оклада жалованья. Так что благосостояние среднего представителя образованного слоя в полной мере позволяло ему поддерживать престиж своей профессии и отвечало представлениям о роли этого слоя в обществе».

Сергей Владимирович Волков – «Интеллектуальный слой в советском обществе. Глава I. Интеллектуальный слой в дореволюционной России».

История Российской Империи

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. 

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. 

Скульптурные лики богов и святых.

Храм Арконы выпускал не только монеты-привески и круглые пластинки, но и отливал фигурки с изображением святых или богов. В качестве примера воспользуемся изображениями и надписями из книги А. Г. Маша [82].

№ 85. Подага. «Подобно тому как Радегаст был самым главным божеством у ободритов, Подага в качестве женского божества пользовалась значительным уважением у вагров или вендов, которые обитали в нынешней Голштинии.

Ее главный храм был в Плоене, поэтому Гельмольд называет ее “Плунским идолом”. Но и во многих других местах ее почитали как божество. Ей построили храм также в Люткенбурге и среди сорбских вендов, поляков и богемцев она была известна, хотя и получила искаженные имена» [82, с. 120].

Как только благоприятная погода «навещала» балтийских славян, они сразу вспоминали Подагу – Богиню, которая управляла именно этой погодой. Исследовав хронику Гельмольда (примерно XII век), можно узнать о том, что храм, в котором находился идол Богини Подаги, был расположен в городе Плизне. Некоторые ученые историки предполагают, что Подага была существом, принадлежащим мужскому роду. Ее изображение – это божок, имеющий два звериных лика. В почтении он находился у вендов и поляков, но русы не покланялись Подаге. Его изображение – это человек, на котором была одета остроконечная шапка. Из-под этой шапки виднелись два бычьих рога. Правая рука этого божка была занята рогом изобилия. Одновременно с этим, в левой руке он держал посох.

Ее изображение – в виде  божка, имеющего два звериных лика вряд ли соответствует действительности. Она, как славянская богиня, скорее была похожа на славянского бога Догоду.

Русы не покланялись Подаге - русы поклонялись богу Догоде

liveinternet.ruДогода

 

Подага не относится к числу исходных славянских богов. Возможно, что эта богиня появилась уже после распада общеславянского единства путем обожествления какого-то местного культа. Поэтому ни подтвердить, ни опровергнуть слова А. Г. Маша без эпиграфического анализа я не могу – для этого нет материала. Маш читает надпись, как я понимаю, выборочно, обнаружив вокруг головы справа (слева от читателя) руны П и, возможно, ОД, а слева (справа от читателя) – нечто вроде РАЗ. Во всяком случае у меня такого чтения не получается. При большом увеличении я могу прочитать на правой части головы лишь некоторое начало слова МИРО… в верхней части надписи более мелкими буквами кириллицы (рис. 176) и слово ПОРТРЕТ более крупными буквами кириллицы; вендских рун я тут не вижу вовсе. Наличие слова ПОРТРЕТ довольно удивительно, оно представляется достаточно поздним; вместе с тем перед нами вместо надписи ЛИК, присущей божествам, имеется надпись ПОРТРЕТ, и, стало быть, данная фигурка изображает в зооморфном облике некое человеческое существо! На лбу имеется смешанная надпись из кириллицы и руницы, которая гласит СЕ ПОРТРЕТ, то есть ЭТО ПОРТРЕТ, и она подтверждает первое употребление этого слова. На левой стороне надписи имеется смесь из латинских букв, вендских рун и букв кириллицы; начертано искаженное слово МИРАПОМАЗИНЯ, что, видимо, означает МИРОПОМАЗАНИЕ. Именно этот смысл пытался отразить резчик в первом слове. Но в штриховке вокруг правого глаза при ее повороте на 90° вправо можно прочитать слово МИРОПОМАЗАНИЯ полностью и без искажений. Еще раз это же слово читается на брови левого глаза, так что сомнений в том, что оно написано на фигурке, нет. Тем не менее штриховка вокруг правого глаза, которую я поворачиваю на 90° вправо и обращаю в цвете, дает три волны крупного изображения, где на первой волне можно вычитать слово АРКОНЫ, на второй – И НИКИ НА, на третьей – АДИНАКОВЫ.

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image606.jpg
 
Рис. 176. Мое чтение надписей на верхней части передней стороны фигурки Подаги
 

К сожалению, местоположение храма Ники не вполне понятно, что-то вроде ТИРЕНСКАМ МОРЕ (?), однако за точность этого чтения я ручаться не могу. Начертания МИРАПОМАЗИНЯ и АДИНАКОВЫ указывают на акающий диалект местности, сближая вендское произношение с белорусским и литовским. Так что надпись этой верхней части фигурки гласит: ЭТО ПОРТРЕТ. МИРОПОМАЗАНИЯ АРКОНЫ И (ХРАМА) НИКИ НА (ТИРРЕНСКОМ МОРЕ(?)) ОДИНАКОВЫ. Из нее можно предположить, что перед нами – обожествленный, то есть зооморфный, портрет некого лица, над которым совершился обряд миропомазания, причем эта процедура в Арконе была тождественной с таковой в храме Ники где-то на Апеннинском полуострове, так что эта территория оказывалась для данного периода не древней, но синхронной, а обряд миропомазания – не христианским, но языческим. При этом, судя по фигуре, помазанник имел отношение к храму Радегоста в Ретре. Как видим, надпись чрезвычайно интересная, однако на этом она не заканчивается, ибо имеется ее продолжение на нижней части фигурки (рис. 177).

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image608.jpg
 
Рис. 177. Мое чтение надписей на нижней части передней стороны фигурки Подаги
 

Остальные подробности нам сообщает чтение нижних надписей на той же фигурке. На правой стороне скульптуры можно видеть надпись, которую я разворачивают на 90° влево. Знаки там весьма странны для вендских рун, ибо первая буква, скорее всего, U, а не П, а начертание второй вообще отсутствует в вендских рунах. Тем не менее при известной натяжке данную надпись можно прочитать как ПОДАГА, хотя, оперируя теми же знаками, более точно ее можно прочитать как ПОДАРОК. Эти же знаки с большей долей вероятности можно принять за знаки руницы, которые дадут чтение МУЖЬ РЕТЪРЬШИНЬ, то есть МУЖЧИНА ИЗ РЕТРЫ. В таком случае надпись содержит ответ на вопрос о том, кто был миропомазан.

Вторая надпись, также размешенная по вертикали, находится в середине одеяния, и я ее так же поворачиваю на 90° влево. При чтении вендскими рунами получается некоторое странное слово ИСИУБ (ИСУП?); скорее всего, перед нами опять не вендские руны, а знаки руницы. Руницей читается слово РАДЕГАСЬТЪ, что подтверждает общий вид фигурки. Левее и менее крупными знаками руницы МСК начертано слово МАСЬКА, то есть МАСКА, что в религиозном контексте означает ЖРЕЦ. Теперь становится понятным, какой мужчина из Ретры был миропомазан в Арконе (в храме Святовида) и в храме Ники на Апеннинском полуострове – это жрец Радегаста. Чтение МАСКА подтверждается и смешанной надписью на одеянии жреца в самом низу подола, которую я обвел рамочкой.

Четыре последних слова начертаны на продолжении луча на правой стороне фигурки жреца Радегаста; на самом луче кирилловская надпись гласит ПОДАРКИ ЕМУ, а на ее продолжении на одеянии – ТО НОВЫЯ. Следовательно, эта фигурка входит в коллекцию новых подарков храму Ретры от родственного храма, вероятнее всего, от храма Святовида в Арконе (остров Рюген). И данный подарок был сделан по поводу миропомазания нового жреца храма Радегаста в Ретре как в храме Святовида, так и в храме Ники, поэтому перед нами не лик, но портрет (аналог христианской иконы святого, которая тоже изображает не бога, но преданного богу человека).

Полная надпись (вероятно, что при большем увеличении могут выявиться и иные фрагменты надписи) гласит: ЭТО ПОРТРЕТ. МИРОПОМАЗАНИЯ АРКОНЫ И (ХРАМА) НИКИ НА (ТИРРЕНСКОМ МОРЕ(?)) ОДИНАКОВЫ. МУЖЧИНА ИЗ РЕТРЫ, МАСКА, РАДЕГАСТ. ТО – НОВЫЕ ПОДАРКИ ЕМУ. Итого – 19 слов, из которых Жункович читает только два, да и то неточно. Никакой ПОДАГИ здесь нет, так интерпретируются слова СЕ ПОРТРЕТ.

На этом, однако, исследование не заканчивается, поскольку есть смысл проанализировать и заднюю сторону, не упоминаемую Жунковичем. Я ее заимствую из работы Маша и стараюсь читать неявные надписи (рис. 178).

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image610.jpg
 
Рис. 178. Мое чтение надписей на задней стороне фигурки Подаги
 

Здесь, прежде всего, я копирую изображение бегущего зверя, обращаю его в цвете и читаю надпись, образованную треугольной рамочкой. На правом ребре читается слово ЖРЕЦ, на нижнем – РОДОВ, оба слова начертаны кириллицей. Таким образом, перед нами РОДОВ ЖРЕЦ, то есть ЖРЕЦ РОДА. Под головой животного имеется вертикально расположенное украшение, которое, будучи развернутым горизонтально и обращенным в цвете, то есть переведенным из позитивного изображения в негативное, образует слово РОМАН. Я понимаю, что это – как раз имя жреца в Тирренском храме Вечного города. Если город называется РОМА, то и имя жреца будет РОМАН.

117
 

Читаю я так же и части гривы внизу и вверху в обращенном цвете; они образуют слово МАКЪШИ (слоговой знак К читается как КЪ), что означает МАКОШИ, а светлый край гривы справа в обращенном цвете дает слово МАСКИ. Итак, два львиных лика – это МАСКИ МАКОШИ. Эти слова я понимаю не в том смысле, что львиная морда отражает Макошь, а не Рода, а иначе: обычно художественное изображение божеств изготовлялось в храме Макоши, то есть жрец Тирренского храма Рода Роман, жрец Рода, облачался в одеяния и маски, изготовленные в храме Макоши. Иными словами, опять мы здесь узнаем обычную славянскую атрибутику, ставшую совершенно чуждой в интерпретации Маша. Кроме того, перед нами две различные маски бога Рода в его зооморфной ипостаси. Можно предположить, что существовал и культ почитания жрецов, подобно тому как в христианстве, помимо культа Иеговы, Христа и Богородицы, существуют и культы святых, уже не богов или боголюдей, но просто людей.

Возможно, что существовал и славянский бог Подага, однако эта фигурка отражает не его, а жреца Романа в роли Рода, то есть в одежде данного божества и в двух львиных масках.

Картина дня

))}
Loading...
наверх