Кто такой Пипин Короткий

Пипин Короткий — парень, которому поразительно не повезло с именем. Особенно, когда дело касается русского языка. Каждый из нас, впервые услышав про этого короля на уроке истории, совершенно точно ржал бы. Еще ему не повезло оказаться в тени своего сына, Карла Великого, ставшего первым императором Запада. Все помнят Карла, мало кто обращает внимание на Пипина. А ведь он был чертовски крут — не вышел ростом (отсюда и прозвище), зато был жестким мужиком со стальными яйцами. Бил врагов направо и налево, пережил десятки предательств, в конце концов, воспитал Карла и победил Грифона.

 

До того, как основать династию Каролингов (та самая, которую прославил его сын Карл Великий), Пипин Короткий 10 лет был майордомом при династии Меровингов. Изначально майордом — это главный слуга при дворе короля, грубо говоря, завхоз. Но к рождению Пипина в стране франков должность обрела столько власти, что на самом деле именно майордомы правили государством, а не короли. 

Папаша Короткого, Карл Мартелл, был настолько охреневшим от власти «завхозом», что даже не потрудился заменить одного умершего короля другим — так и правил в одиночку. Пипин Короткий был осторожнее и на всякий случай возвел на престол нового короля — Хильдерика III, который, естественно, не имел никакого авторитета, был марионеткой. Этим правление майордомов напоминает японский сёгунат — когда существует номинальный безвластный император и неофициальный правитель — сёгун. Причем у франков ситуация вышла еще более запутанная, потому что Карл Мартелл разделил страну между двумя «сёгунами» — своими сыновьями Пипином и Карломаном.

В 27 лет Пипин Короткий победил Грифона

Сразу же после «воцарения» в должности майордома Пипин и Карломан столкнулись с невероятными трудностями: жесточайшие восстания вассалов преследовали потомков Мартела дюжину лет. 

Первым и самым худшим врагом Пипина Короткого, пока тот был в должности майордома, оказался Грифон — его сводный брат, рожденный от наложницы. Несмотря на то, что тот был бастардом, Карл Мартелл не обделил его, но и не дал столько власти, сколько официальным сыновьям. Тот затаил злобу и, едва папаша умер, поднял восстание. Братья Пипин и Карломан, тогда еще неопытные правители, сумели подавить его, но проявили милосердие. Грифона пощадили и даже отдали ему немалые владения. Последнее оказалось плохой идеей — в постоянных стычках с соседями Грифон возмужал, набрался опыта и однажды нанес подлый удар Пипину.

В 748 году Грифон собрал свое войско и ушел в земли вечно бунтующих саксов, где начал организовывать восстание. Пипин собрал еще большую армию и двинулся войной на брата, тот потребовал мира и Короткий снова пощадил его и отдал обширные земли, за что снова поплатился. Вскоре Грифон двинулся н Баварию, захватив сестру Пипина и его племянника Тассилона в плен. Пипин в очередной раз разбил войска брата и простил его. В ответ на это Грифон взбунтовался в третий раз, ушел к злейшему врагу Пипина Вайфару в Аквитанию, и там сгинул. В 753 году он умер во время перехода через Альпы. 

А племянник Тасилон, которому Пипин помог справиться с Грифоном, потом сам поднял бунт и захватил Бургундию, воспользовавшись тем, что дядя серьезно болен. Типичное средневековье: все против всех, и худшие враги — это ближайшие родственники.

Пипин Короткий был коронован два раза — для надежности

Коронация Пипина Короткого.
Коронация Пипина Короткого.

Коронация Пипина Короткого.

Брат Пипина Карломан, кажется, тоже догадывался о том, что самый простой способ расстаться с жизнью — это быть у власти при живых родственниках. В 747 году он просто отдал свою половину королевства брату и ушел в монахи. А в 751 году Пипин решил — пропади оно все пропадом — и провозгласил себя королем. Беднягу Хильдерика III тоже отправили в монастырь. 

Но что за штука с двумя коронациями? В первый раз его короновал архиепископ Бонифаций. Во второй — сам Папа римский Стефан III. Дело в том, что даже после первой, вполне официальной, коронации у многих остались сомнения в легитимности Пипина на троне. Вассалы все так же продолжали восставать (впрочем, ничего необычного для тех лет). В 753 году Стефан III приехал к Пипину просить о помощи. Обнаглевшие лангобарды начали захватывать земли Папы и сам Господь им был не указ. Короткий согласился помочь, а Стефан в знак признательности короновал его повторно, окончательно зацементировав того на троне.

А архиепископ Бонифаций отправился на каникулы в земли саксов, где и был убит. Причем в том же году, когда был повторно коронован Пипин Короткий. Странное совпадение.

Пипин Короткий громил врагов направо и налево

Аллегорическое изображение Пипина, повергающего своих врагов (по легенде он одним ударом отрубил головы быку и льву).
Аллегорическое изображение Пипина, повергающего своих врагов (по легенде он одним ударом отрубил головы быку и льву).

Аллегорическое изображение Пипина, повергающего своих врагов (по легенде он одним ударом отрубил головы быку и льву).

Пипин Короткий был одновременно жестоким и милосердным — по обстоятельствам. Его главными врагами на протяжении всего правления были собственные могущественные вассалы, которые восставали по всей стране. Обычно он громил, беспощадно разграбляя их земли. Однако, выиграв, давал вассалам пощаду и даже восстанавливал в правах. Рассчет был на то, что бароны разоренных земель еще не скоро оправятся и сумеют снова собрать армию. При этом формально они даже не смогут заявить о тирании: Его Величество милостиво простил их и обошелся гуманно.

Вот наихудшие враги Пипина Короткого: уже названный Грифон, а также герцоги Аквитании Гунольд и Гаттон. Позже злейшим врагом короля стал сын Гунольда, Вайфар.

История с последними тремя до абсурда напоминает сплошное собрание клише о кровавом средневековье. Герцоги Гунольд и Гаттон были братьями, которые поклялись низвергнуть тирана Пипина Короткого и подняли мятеж. По ходу восстания они поссорились и Гунольд ослепил Гаттона, бросив его в темницу. Чуть позже Гунольд раскаялся в злодеянии и постригся в монахи. Герцогство досталось его сыну, Вайфару, который, разумеется, однажды сам поднял восстание против Пипина.

Аквитания — регион на юго-западе Франции.
Аквитания — регион на юго-западе Франции.

Аквитания — регион на юго-западе Франции.

Восстание оказалось серьезным: под знамена Вайфара стекались все недовольные, даже одиозный брат Пипина Грифон, которому, как мы помним, это стоило жизни. Вайфар оказался, может, и не самым опасным, но уж точно самым зловредным и досаждающим врагом Пипина. Множество раз король разбивал армии восставших, но Вайфар каждый раз сбегал и находил новых союзников. Так что на замену Грифону врагом Пипина стал эдакий Феникс. Однажды он даже разграбил и сжег личную виллу Пипина. 

Мятежники часто использовали тактику выжженной земли, и Пипин отвечал тем же. Через какое-то время до аквитанских баронов начало доходить: еще немного и на юге Франции просто не останется ни живых крестьян, ни пахотных земель — уж лучше остаться с Пипином. В итоге Вайфара убили собственные же люди. На этом круг безостановочных предательств не завершился. Но в стране хотя бы стало поспокойнее. 

Пипин Короткий успел повоевать с язычниками-саксами и магометанами

Сарацины покидают Септиманию.
Сарацины покидают Септиманию.

Сарацины покидают Септиманию.

За свое 27-летнее правление на должности майордома и короля Пипин Короткий успел повоевать не только с аквитанцами, баварцами, алеманнами и половиной своих вассалов. Поднаторев в войне, он постоянно сокрушал непокорных саксов, которые не желали принимать христианство и были прирожденными воинами. Однако год за годом, поход за походом Пипин сумел усмирить их. Сейчас кажется смешным, что он обязал их отдавать ему дань в виде 500 коров (потом к этому добавились еще 300 лошадей), но, зная гордыню саксов, и это было немало.

В то же время на самом юге страны Пипин развязал войну против сарацин. Еще до начала правления Короткого арабы захватили юг Франции, провинцию Септимания. С 752 по 759 годы он сумел выбить их обратно на Пиренейский полуостров. Войны с язычниками и магометанами для него были хорошим поводом укрепить свой престиж, особенно в глазах церкви.  

Пипин короткий разгромил лангобардов

В 753 году Пипин Короткий дал обещание Папе Стефану, что защитит его от нападок лангобардов. К слову, на тот момент они владели почти всей территорией Италии — противник был сильный. Уже в 754 году Пипин вторгся в Италию и вскоре разбил армию лангобардского короля Айстульфа. Тот потерял почти все войска и согласился на мир, причем тот обошелся ему недорого: всего-то стоило вернуть земли Папе и выплатить откупные. 

Как и большинство недальновидных врагов Пипина, Айстульф воспринял такую мягкость «наказания» как признак слабости и, стоило королю франков вернуться домой, отказался отдавать земли Стефану. Пипин снова вторгся в Лангобардию, снова разбил короля Лангобардов и снова пощадил его, но сделал его зависимым и заставил платить дань. Спустя несколько лет Айстульф упал с лошади и убился. Опасные для Пипина люди, как вы уже поняли, погибали «случайной» смертью подозрительно часто.

Пипин Короткий разобрался с денежной системой и ввел церковную десятину

Монеты Пипина Короткого.
Монеты Пипина Короткого.

Монеты Пипина Короткого.

Кроме того, что Пипин Короткий почти все правление подавлял восстания вассалов и саксов, безжалостно предавал огню целые графства и великодушно миловал «закоренелых родственников», он проявил себя как неплохой правитель. Пипин унифицировал денежную систему королевства франков, в которой до этого царил невероятный хаос и разброд; ввел единую денежную единицу денье и организовал государственную монополию на ее изготовление. 

Еще он первым ввел церковную десятину. Этим король не только завоевал лояльность церковников, но и подсластил им пилюлю — в действительности в то же время он довольно сильно прищемил их в плане земель. В этом был весь Пипин — одной рукой жаловал, другой карал и отнимал.

Пипин Короткий воспитал Карла Великого

Карл Великий, сын Пипина Короткого.
Карл Великий, сын Пипина Короткого.

Карл Великий, сын Пипина Короткого.

Династию Каролингов помнят лишь по Карлу Великому. Тот, конечно, заслужил свое прозвище: присвоил своей стране титул империи, став первым императором на Западе со времен Римской империи. Но основу всего этого создал именно Пипин Короткий. Его унификация страны и подавление вассалов были основой прочной власти его сына. Кроме того, папаша часто брал Карла в походы и с юности привлекал к государственным делам. Даже Папу Стефания он отправил встречать именно юного Карла — чтобы учился вести себя с великими мира сего.

А вот Карл с воспитанием потомков справился хуже — после его ухода империя затрещала по швам.

Имя Пипина Короткого обречено на то, чтобы казаться нелепым. Но сам он нелепым уж точно не был. Да и выносливости ему было не занимать — пережить 27 лет безостановочной войны и предательств — такое мало кому по силам.

Кстати, хороший источник информации о жизни Пипина — франкская хроника «Продолжатели Фредегара» Владимир Бровин

Источник ➝

Откуда есть пошла «земля укров»? Историк Татищев и другие.

Мнение по вопросу «украинства» знаменитого историка Василия Никитича Татищева.

Это настоящий исторический детектив: запорожские казаки, иначе говоря, "черкесы" или "черкасы", ведут своё происхождение от адыгов, переселённых на Днепр ханом Ахматом.

Если вы обратите свой взор на карту Украины, то в самом её центре увидите область, административный центр которой носит довольно-таки нетипичное и броское название – Черкассы. Точное происхождение названия которого, кстати, не известно до сих пор. Чего не скажешь в то же время о дате его основания.

В 1986 году в конце сентября официально и с размахом отмечался юбилей города – 700-летие со дня образования. На торжественность празднования такого события трудно было не обратить внимание, - ведь сопровождалось оно, ни много ни мало, приездом и выступлением на центральном стадионе тогдашней звезды советской эстрады Софии Ротару . Точная дата возникновения населенного пункта при отсутствии четкого объяснения происхождения его названия вызывает интерес.

Существуют не одна а несколько объясняющих версий. Например, многие краеведы склоняются к тому, что данный населенный пункт был образован народом, носившем название «косоги» или «черные клобуки». Другие склонны считать что «Черкассы» это не иначе как, в переводе с тюрского «чер» (сердце) и «кассы» (деревня) – «сердечная деревня». Кроме того, само название «Черкассы» не настолько уж уникально.

Существует немалое число населенных пунктов со схожими или даже аналогичными названиями: Черкесск, Новочеркасск, Кинель-Черкассы, многочисленные деревни и села Черкассы и Черкасские разбросанные по Белоруссии, России и Украине. «Черкасами» также называли в старину казаков, которые, кстати, и обосновали данный город и которые представляли собой этнос, считавшийся основным в регионе, что сегодня является центральной Украиной. Ведь раньше украинцев и называли не иначе как «черкасы». Но настолько ли бесспорно подобное толкование?

Для выяснения истины мы, конечно же, воспользуемся таким непременным атрибутом нынешней жизни как Интернет. Итак, для начала наберем «по ошибке» (как это имело место в моем случае) «Черкасы» с одной «с» и узнаем, что термин «черкасы» употреблялся вместо нынешнего термина «черкесы» до войны Российской Империи на Кавказе. Мы также прочтем информацию об отсутствии четкого единого объяснения происхождения названия этого народа. А также узнаем о том, что черкасы были народом, входившим в состав Золотой Орды. Как и о том, что слово «черкасы» - итальянского происхождения, появившееся от лексикона генуэзских купцов, что самоназвание этого народа – адыги.

kazak348.jpg

Что народ этот отличается и отличался своеволием, свободолюбием, мужеством, храбростью. Но среди этого многообразия информации есть одна очень интересная цитата Татищева Василия Никитича. «Оные прежде из кабардинских черкас в 14 веке в княжестве Курском под властью татар множеством сброда слободы населили и воровством промышляли и из-за жалоб многих татарским губернатором которым были на Днепр переведены и град Черкассы построили». Она находится в его «Истории Российской с самых древнейших времен…».

Что же с помощью такой лаконичной цитаты хотел донести потомкам покойный Василий Никитич, считавшийся и считающийся заклятым казакофобом и подозреваемый многими в предвзятом отношении к этому вопросу? Какая именно история упоминается в этом емком сообщении? Какие-то слободы, какой-то татарский губернатор, какое-то воровство, «переведены»…Что это – неуемный полет фантазии Тайного Императорского Советника, занимавшего одно время пост Астраханского губернатора? Но занимают ли высокие государственные посты люди со склонностью к такого рода вранью? И памятники лгунам обычно не ставят.

Если не учесть, конечно, небезызвестного Барона Мюнхаузена. Но Татищев – не Мюнхаузен, и поэтому давайте-ка все-таки получше изучим: что же все-таки это за цитата?

Кстати, Татищев данное сообщение повторяет уже в другой своем труде – «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской…». Вот что он там пишет:

«Запорожские казаки. Сих начало такое. 1282 года баскак татарской Курскаго княжения призвав черкес отБештау, или Пятигорья, населил слободы и чинил оными великия разбои и грабления, которыя князь курский Олег по соизволению ханскому разорил, за что после и сам погиб. Но люди оставшие, умножась русскими беглецы, долгое время чинили всюду по дорогам разбои и едва выгнаны, оттуда перешли в Канев к баскаку, которым он назначил место ниже по Днепру, где они построили город, назвали Черкесы, где жили без жен. Которое и поляки для пресечения набегов татарских оставили и дали им место в Преволочине, но они, не довольствуяся тем, ниже порогов на Хортицком острову укрепилися и тогда назвалися запорожскими, но не могши от силы татарской удержаться, остая оной, паки вверх перешли и прежния свои городы Черкесы и Канев силою у поляков отняли…… »

kazak344.jpg

И это – лишь часть сообщения на эту тему.

К слову сказать, автор этих строк не имеет ничего против черкесского народа, представителей которого упоминает Татищев. Мною движет лишь желание докопаться до истины и «разложить все», так сказать, «по полочкам». Тем более, что нет такого народа, который бы сам себя называл «черкесы», как впрочем, и четкого объяснения происхождения этого названия. Последнего нет и, как выясняется, никогда и не было. О чем сообщают многие источники, в частности генерал и сенатор Филипсон Г.И. (6) и канд. истор. наук Кагазежев Ж.В. (7). Но это – отдельный разговор и не об этом сейчас речь.

Итак, начнем с места и времени. Княжество Курское, 14 век. В 14-веке княжество Курское, как и многие тогда земли Руси находилось под Татаро-монгольским Игом.

Теперь что касается термина «Татарский губернатор»….Власть на местах тогда представляла ордынская администрация в лице так называемых баскаков, занимавшихся сбором дани, учетом населения и держании в повиновении подвластных татарам русичей.

«Баскак» в переводе с татарского означает «давитель, выжиматель». В Курском княжестве, правда, не в 14-м а в 13-м веке правил баскак Ахмат. Или точнее, как сообщают источники, – «Ахмат, сын Темиров, выходец из Хивинского ханства, откупивший у татар право сбора дани и чинивший многие беды населению Курского княжества». Как пишет летопись «князь Татарский злохитръ, и корыстенъ и лукавъ велми, имя ему Ахматъ». Кстати, это тот самый Ахмат, что разрушил в 1284-м году Липецк.

kazak346.jpg

Далее, с помощью Никоновской летописи выясняется, что этот же Ахмат таки организовывал слободы! Действительно, этому факту уделяют внимание не только Никоновская летопись, но и российские историки Карамзин Н.М. (8) и Соловьев С.М. (9). И наши современники в лице академика Кучкина В.А. (10), Насонова А.И. (11) и других.

Для более полной картины произошедших событий составим обобщенный конспект их сообщений.

Итак, во владениях князя рыльского и воргольского Олега и князя липецкого Святослава ордынский наместник баскак Ахмат построил две большие слободы. Олег и Святослав, родственники между собой, потомки Черниговских властителей, как водилось тогда по обыкновению, то воевали между собой, то жили в мире. В самой же Орде на то время было двоевластие – её возглавляли два хана - Ногай и Телебуга. Баскак Ахмат организовал близ Рыльска, как пишут, две слободы, которые наполнялись беглыми людьми и куда стекались негодяи всякого рода.

Население этих двух слобод под покровительством, а скорей всего и под управлением Ахмата, занималось сбором дани, проще говоря, просто грабежом окрестных селений. От наемников Ахмата доставалось не только простолюдинам, но и князьям. И тогда, не в силах больше терпеть такое, Олег с согласия Святослава обратился с жалобой к Хану Телебуге. Последний, вняв его просьбам дал отряд и велел разорить слободы. Видя ликвидацию своих слобод, Ахмат решил обратиться со своей жалобой к сопернику Телебуги - Ногаю, оклеветав при этом Олега и Святослава разбойниками.

«Сие обвинение», - как сообщает  ещё один великий историк Н.М Карамзин, «имело некоторую тень истины: ибо легкомысленный Святослав, еще прежде Олегова возвращения из Орды тревожил Баскаковы селения ночными нападениями, похожими на разбой». Далее – по Соловьеву С.М.:

«Эти князья, - говорил Ахмат Ногаю, - именем только князья, а на самом деле разбойники и тебе неприятели; если не веришь, то испытай: есть в Олеговой волости много ловищ лебединых: ты пошли своих сокольников, пусть наловят тебе лебедей, и князь Олег пусть с ними же ловит, а потом пусть они позовут его к тебе: если Олег послушается, придет к тебе, то я солгал, а Олег прав».

kazak347.jpg

Ногай сделал по Ахматову, послал звать к себе Олега, и тот не пошел: он боялся, что хотя сам он и не грабил слобод Ахматовых, но люди его и князь Святослав липецкий грабили; к этому можно прибавить также, что пойти к Ногаю, признать над собою его суд и власть значило рассердить Телебугу. Сокольники возвратились и объявили Ногаю, что Ахмат прав, а Олег со Святославом разбойничают и не слушаются хана. Ногай рассердился и послал вместе с Ахматом войско для опустошения волости Олеговой и Святославовой. Татары пришли к городу Ворголу в январе месяце, в сильную стужу; Олег, услыхав о Ногаевой рати, бросился бежать в Орду к своему хану Телебуге с женою и детьми, а Святослав бежал в Рязанское княжество, в леса воронежские; бояре Олеговы побежали было вслед за своим князем, но были перехвачены татарами, в числе одиннадцать человек. Двадцать дней стояли татары в Рыльском и Липецком княжествах, воюя повсюду и складывая добычу в слободах Ахматовых, которые наполнялись людьми, и скотом, и всяким богатством. В числе пленников находились и купцы иностранные, немецкие и цареградские, которых привели закованных в железа немецкие; но татары, узнавши, что они купцы, освободили их и отдали все товары, сказавши: «Вы купцы торгуете, ходите по всяким землям, так рассказывайте всюду, что бывает тому, кто станет спорить со своим баскаком».

Бояр Олеговых Ахмат велел перебить и трупы их развешать по деревьям, а в слободах оставил двух своих братьев с отрядом войска из татар и русских. В следующем году по весне случилось обоим братьям Ахматовым идти из одной слободы в другую, а с ними шло 35 человек русских слуг их. Липецкий князь Святослав, услыхав об этом, подстерег их со своими боярами и дружиною, ударил нечаянно, убил 25 человек русских да двух татар, а братья Ахматовы успели убежать в слободу; Святослав преследовал их и туда, но слобожане встретили его с оружием, и с обеих сторон пало много людей в бою. Братья Ахматовы побоялись, однако, оставаться долее в слободе и побежали в Курск к брату, а за ними разбежались и все остальные слобожане. Ахмат прислал к Святославу с миром, но тот убил и посла.

В это время возвратился из Орды от Телебуги князь Олег рыльский, сделал поминки по боярам своим и всем побитым, после чего послал сказать Святославу: «Что это ты, брат, сделал! Правду нашу погубил, наложил на себя и на меня имя разбойничье, знаешь обычай татарский, да и у нас на Руси разбойников не любят, ступай в Орду, отвечай».

kazak345.jpg

Святослав велел сказать ему на это: «Из чего ты хлопочешь, какое тебе до меня дело? Я сам знаю про себя, что хочу, то и делаю; а что баскаковы слободы грабил, в том я прав, не человека я обидел, а зверя; врагам своим отомстил; не буду отвечать ни перед богом, ни перед людьми в том, что поганых кровопийцев избил».

Такова трагедия, розыгравшаяся в 13 веке в Курском княжестве.

Итак, Ахмат организовал слободы беглыми людьми и с их помощью осуществлял не только сбор дани, но и карательные операции. Действительно, имели место и наличие слобод наемников и их разгон. Значит, получается, Татищев не такой уж и фантазер, раз его цитата согласуется с Никоновской летописью! Значит, все-таки, были в свое время «оные», что «слободы населили» и «воровством промышляли».

Теперь остается узнать: откуда у Татищева информация, что оные именно «из кабардинских черкас» и что они «татарским губернатором …на Днепр переведены и град Черкассы построили»? А действительно, откуда у него такая информация? И здесь начинается самое интересное и загадочное.

Дело в том, ни одна из существующих летописей не подтверждает это сообщение. Но вместе с тем заслуживает особого внимания исчезновение Троицкой летописи и пропажа нескольких листков из самой древней – Лаврентьевской и как раз в месте, посвященном событиям в Курском княжестве!

Чтобы не быть голословным вот какай интересный отрывок из статьи писателя Тихомирова И.А. (12), в «Журнале Министерства народного просвещения» за октябрь 1884 года:

«Рассматривая наконец последний отдел Лаврентьевского свода летописи от кончины Александра Невского до смерти его сыновей, мы прежде всего заметим, что здесь в рукописи, вследствие потери нескольких листков, значительный пропуск, так что описания годов от 1263 до 1283 нет; пропуск этот пополняется известиями, сохраненными в позднейших летописных сборниках, как-то: Воскресенском, Софийском, Никоновском, а также отчасти Суздальскою летописью по Академическому списку. Под 1283, 1284 и отчасти под 1285 гг. помещены в Лаврентьевском сборнике известия Курскаго происхождения о насилии, которому подвергались русские от одного татарского наместника»; автор делает указание на себя: «се же зло створися великое грех ради наших, Бог казнить человека человеком; тако наведе Бог сего бусурменина злого за неправду нашю, мню бо и князи ради, зане живахуть в которах межи собою. Много о том писати, но то оставим…».

«И бъше видъти дело стыдно и велми страшно, и хлъбъ в уста не идяшеть от страха».

Тому же автору, вероятно, принадлежит известие о нападении на Татар Святослава, Липовеческого князя и междуусобиях, возникших вследствии этого. Может быть об этих событиях даже было составлено отдельное сказание ( Лет. по сп Лавр. 467-459; Воскр. VII, 176-178; Ник III, 77-84). О каком авторе сообщает Тихомиров И.А. – давайте этот вопрос оставим на совести историков-профессионалов. Факт тот, что такая статья была и она написана человеком, возглавлявшем в свое время Троицкую гимназию в Оренбургской губернии.

Более того, кроме Татищева о данном факте, независимо и не ссылаясь друг на друга, сообщают также генерал-майор Болтин Иван Никитич (1735-1792) и князь Эристов Дмитрий Алексеевич (1797-1858).

Вот что пишет Эристов в «Энциклопедическом лексиконе» (13):

«Баскак Ахмат поселил близь Рыльска (1282) две слободы под именем казаков. Поселенцы сии были большею частию пришельцы с Кавказа. К ним присоединилась толпа разного звания беглых. Покровительствуемые Ахматом, они производили разбои и грабежи во владениях Князей Олега Рыльскаго и Святослава Липецкаго. Князья жаловались хану Телебуге, и наконец с его разрешения разорили селения Ахматовы. Шайки сих разбойников разсеялись и многие из них убежали в Канев…….Между тем жителям разоренных слобод своих, Ахмат назначил место на Днепре. Поселенцы построили себе городок и назвали его Черкассы, потому что главный их атаман и многие из них самих были породою Черкесы».

kazak349.jpg

А вот сообщение Болтина И.Н.(14):

«В 1282 году, Баскакь Татарской Курскаго Княжения, призвавъ Черкесъ изъ Бештау или Пятигория, населилъ ими слободы под именемъ Козаковъ. Разбои и грабежи причиняемые ими произ-вели многия жалобы на нихъ; для коихъ наконецъ Олегъ Князъ Курский, по дозволению Ханскому, разорил их жилища, многихъ изъ нихъ побилъ,а прочие разбежалися. Сии, совокупяся съ Русскими беглецами, долгое время чинили всюду по дорогамъ разбои, укрываяся отъ поисковъ надъ ними по лесамъ и оврагомъ. Много труда стоило всехъ ихъ оттуда выгнать и искоренить. Многолюдная ихъ шайка, не обретая себе безопасности тамъ, ушла въ Каневъ къ Баскаку, который и назначилъ имъ место къ пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городокъ, или приличнее острожокъ, и назвали Черкаскъ, по причинъ что большая часть из ихъ были породою Черкасы, какъ о поселении ихъ въ Курскъ показано».

И это – тоже лишь часть интереснейшего сообщения Ивана Никитича.

Случайно ли три человека, обладавших репутацией и имевших высокий общественный статус: Татищев, Болтин и Эристов независимо друг от друга сообщают об одном и том же? Почему это имеет место??? На Болтина и Татищева ссылается автор «Исторического описания земли Войска Донскаго» Сухоруков В.Д.(15). На Болтина и Эристова в свою очередь ссылаются российский историк Ригельман Александр Иванович (1720-1789) (16), «Казачий словарь-справочник» (17) и наш современник канд. истор. наук Максидов А.А. (18).

 



Подробнее: http://www.worldandwe.com/ru/page/otkuda_est_poshla_zemlya_ukrov_istorik_tatischev.html#ixzz6Eg6L1bHt
Любое использование материалов допускается только при наличии ссылки на "Мир и мы"

Популярное в

))}
Loading...
наверх