Необычная история

31 349 подписчиков

Свежие комментарии

  • Годердзи Папалашвили
    Так дебил писал.)) Помним кукурузника ,дорогого никиту сергеевича. Был такой фильм. И этот алкаш, не постеснялся, в ...Адвокат Хрущёва.
  • Алла Сикорская
    Спасибо. Очень интересно!ОДИССЕЯ ВАРЯЖСКОЙ...
  • Сергей Замыслов
    Это что было?Адвокат Хрущёва.

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)

Из очерка В. А. Чудинова

№ 75. Золотой брактеат ДАЙГА или ДАЙЯ. «Изображенный ниже золотой брактеат был найден в 1839 г. в Кеслине (Померания). Надпись ДАЙЯ произносилась, вероятно, как ЧАЙГА. В руническом алфавите у нас отсутствуют шипящие; при произношении их теперь следует модулировать самостоятельно, так, как можно видеть яснее всего в Грюнбергской рукописи, где, например, звук Ц, в зависимости от слова, в котором он встречается, может означать и Ч, и К; буква С может быть употреблена для обозначения как Ш, так и Ж, и т. п.

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)

Имя монеты ЧАЙГА было известно уже в IX в. в Баварии и Верхней Австрии (в форме САЙГА), что должно означать, что монета обладает относительно высокой стоимостью, поскольку в Раффельштеттнерском таможенном кодексе 904 (906?) г. представляет собой наивысший таможенный сбор (за ввоз холопа или кобылы). Лежит на поверхности то, что название этой монеты нашло широкое географическое распространение; однако то, что при этом само название испытало изменения по форме и языку, само собой разумеется, ибо ЧАЙГА является просто словом ЧАГА, произнесенным с дифтонгом» [247, с. 68]. Естественно, что и эта монета не имеет чтения ни как ДАЙГА, ни как ЧАЙГА. Снова произошла путаница вендских рун с руницей (рис. 168).

111
 
 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)
 
Рис. 168. Мое чтение надписей на монете ДАЙГА
 

Естественно, написано совершенно другое слово, которое я читаю РУРИК-МАЛЕЦЬ ВА. Таким образом, речь опять идет о Рюрике. Слово МАЛЕЦ, видимо, означает рост персонажа. На верхней части головного убора можно прочитать два слова: МИРОВОЙ ВАРЯГ. Я понимаю слово МИРОВОЙ в смысле ВСЕМИРНЫЙ, НАХОДЯЩИЙСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ТОЧКАХ ЗЕМНОГО ШАРА. Слово ВАРЯГ в сочетании ВАРЯГ РУСИ употребляется еще раз, но в данном случае буквы рассеяны по всему телу коня. А около ушка монеты можно прочитать слова РУРИК-МАЛЫШ. Наконец, фрагменты коня можно представить как надпись ПОМОРЬЕ БАЛЪТИКА. Эти два слова заканчивают полученную фразу: РУРИК-МАЛЕЦ ВА ПОМОРЬЕ, БАЛЪТИКА. Тем самым, варяг Рюрик, обитая в различных странах, все-таки имел основное место жительства не в Скандинавии, а в Поморье, то есть на территории современной Польши. Если это тот самый Рюрик, которого пригласили на княжение в Русь, то получается, что хотя он и варяг, но проживал на территории современной Польши, так что вся так называемая норманнская теория о приглашении на русский престол князя от германских племен рушится до основания.

Таким образом, обитая в «Белоруссии Поморья» и будучи «пиратом побережья», как написано на первом кнофлике «Рюрик», будучи «варягом Руси и мировым варягом» в «Поморье, Балтика», как начертано на кнофлике «Дайга», Рюрик никак не мог быть германцем. Это было отлично известно такому выдающемуся антинорманисту России, как С. А. Гедеонов, который писал: «… Все-таки остается убеждение, что варяги, у которых поселился брат Августов Прус и от которых в 862 г. вышли Рюрик, Синеус и Трувор, жили не в Швеции, не в упландском Родене, а на берегах Вислы-реки, то есть были западнославянского происхождения. Не от сказки об Августе и Прусе родилось предание о поморской отчизне варяжских князей, а наоборот; в эпоху, когда никто еще не думал об этой сказке, летопись упоминает о сербских князьях “съ кашубъ, от поморія Варязскаго, отъ Старого града за Кгданскомъ” (Ипат. 227)» [24, с. 142]. Теперь мы имеем прямое подтверждение этой догадки Гедеонова: Рюрик происходил из польского Поморья.

№ 76–78. Золотой брактеат ВОСЛАВ. «В Музее Копенгагена находится на художественно выполненном золотом стержне 6 одинаковых золотых брактеатов, которые следуют парами друг за другом сторонами своих реверсов. Щит с гербом частично отклоняется от известного до сих пор. Надпись всюду гласит ВОСЛАУ или ВОСЛАВ, что тем самым указывает на имя некого регента. Это имя чисто славянское и указывает на сокращение имени ВОДСЛAB, из которого, должно быть, образовались современные имена, которые пишутся или произносятся ВАЦСЛАВ или чаще ВАЦЛАВ.

Поскольку существовали датские князья, – а это украшение с монетами было найдено именно в Дании, в Фахе, – со славянскими именами, как, например, ВОДАН, а также поскольку в Дании весьма многочисленны также славянские названия местностей, то, пожалуй, лежит на поверхности и то, что отчеканенная тут монета могла носить славянское имя князя данной земли; но, с другой стороны, могла точно так же прийти в страну откуда-то еще. Исторически в соответствии с нашими знаниями имя регента BOCЛAB в Дании не зафиксировано; однако имя ВОИСЛАВ было дано одному сербскому великому жупану, то есть фактически введено в VII в.» [247, с. 69]. Здесь также я не могу согласиться с чтением Мартина Жунковича. Я принимаю основную надпись за руничную, но отмечаю тут наличие ряда кирилловских слов (рис. 169).

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)
 
Рис. 169. Мое чтение надписей на монете ВОСЛАВ
 

Прежде всего ясно, что все три монеты выполнены одинаково, хотя прорись надписей на левом экземпляре выполнена тщательнее. Поэтому он и взят за основу для чтения. Основную надпись руницей я читаю как ЛИЦЫ КЪРАСУЧИ, и чуть ниже – РУСИ. Вряд ли следует понимать это как КРАСИВЫЕ ЛИЦА РУСИ, хотя прямой смысл именно такой. Поскольку в каждом из предыдущих изображений мы видели явную насмешку, от тонкой иронии до открытого гротеска, я бы придал этому заглавию несколько иной смысл: ЗАМЕТНЫЕ ЛИЦА РУСИ. Как я думаю, перед нами – не описание лиц, представленных именно на данных монетах, а ключевые слова для всей монетной серии.

Далее я читаю слово ЛИКИ дважды: наверху головного убора левого персонажа (в виде зигзага) и на ленте вдоль его тела, обратив в цвете эту надпись и расположив ее горизонтально. Тем самым славянские политические деятели конца первого тысячелетия н. э. приравниваются к ликам святых, что иронично (хотя такого рода сравнения довольно часты и в наши дни). Затем я читаю лигатуру на щеке правого персонажа как слово ПРОСМОТР. Тем самым дается пояснение ко всей серии монет для монисто: это ВЫСТАВКА или ПРОСМОТР «КРАСУЧИХ» ЛИЦ РУСИ. Но лигатура на шее уточняет: НОВЫЙ. Иными словами, имелся и старый ПРОСМОТР, то есть старая серия, причем, возможно, не одна. Это дает надежду для нахождения со временем и старых серий этих монет-характеристик ряда политических деятелей данной эпохи.

Зигзагообразная надпись наверху головного убора правого персонажа читается как слово МАСТЕРСКАЯ, окантовка этого же головного убора в обращенном цвете предлагает слово ХРАМА, овал лица добавляет слово РОДА. Теперь становится ясным, кто занимался всей этой критической деятельностью по чеканке монет-карикатур. Полагаю, что как раз в данный период шла идеологическая борьба между языческими храмами как средоточием племенной власти и княжеско-королевской властью. Недаром новые политические деятели в качестве идеологической поддержки обратились к христианству. Но и языческие храмы не оставались в долгу.

Если князья и короли чеканили монеты как платежное средство, то храмы чеканили пародию на них – брактеаты и монеты для монисто. Если на монетах в качестве денег изображались красивые профили государей, то на их пародиях чеканились профили явных уродов. А вписанные в рисунки слова дают весьма уничижительную характеристику соответствующим политическим деятелям.

Осталось лишь узнать, в каком городе располагался храм, занимавшийся такой деятельностью. Полагаю, что это – один из известных языческих храмов. Ответ мы находим на лице левого персонажа; его нос, рот и отчасти глаз дают буквы для составления слова АРКОНА. Таким образом, центром борьбы жрецов с политической властью князей и королей оказался известнейший храм Святовида (Рода) в городе Аркона на острове Рюген. Храм был описан средневековым хронистом Саксоном Грамматиком. Город и храм были разрушены в 1168 г. датским королем Вальдемаром Первым.

Теперь, после расшифровки надписей именно на этой группе монет, становится ясным, кто и для чего создавал пародию на славянских князей. Как выяснилось, это вовсе не германские происки (хотя было бы естественным предположить с их стороны именно подобное вмешательство в дела славян), а борьба между двумя соперничающими группами за власть: старой аристократией (жреческой) и новой (княжеской).

№ 79. Золотой брактеат КУН ДАСК. «В краеведческом музее Праги находится золотой брактеат, о чьем происхождении пока известно лишь то, что он был найден в Богемии. Он несет надпись CUN DASC (читай КУН ДАСК), которую до сих пор вообще принимали за слова КЁНИГ ТУСКО, во что, кажется, при ближайшем рассмотрении никоим образом не верится. Я предлагаю следующее решение, весьма достоверное и подходящее: слово КУН стоит тут как КУНА; окончание А, видимо, закрыто фигурой щита в центре» [247, с. 69]. Разумеется, никаких надписей типа КУН ДАСК или КЁНИГ ДАСКО здесь нет и в помине. Однако саму надпись я предпочитаю прочесть в последнюю очередь, познакомившись сначала с массой неявных знаков (рис. 170).

112
 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)
 
Рис. 170. Мое чтение надписей на монете КУН ДАСК
 

Чтение я начинаю с верхней части головного убора ближайшего персонажа. Здесь можно прочитать при обращении в цвете слова ПОДАРОК ОТ СВЯТИХ; тогда как на нижней части пряди волос в прямом и обращенном цвете читается ОЛАФА (буква F – латинская), тогда как на штриховке подбородка – И СИМОНА. Ясно, что два данных святых имеют отношение к христианству, но никак не к язычеству. Изображены они нарочито карикатурно, с большими глазами и носами. Таким образом, карикатуры со стороны славянских языческих храмов делались не только на князей, но и на их духовную опору представителей христианской церкви.

На головном уборе у более далекого персонажа начертано (читается в обращенном цвете) ОЛОВЯННАЯ МОНЕТА. Это весьма любопытно, ибо подлинным материалом данной монеты, хранящейся в Праге, является золото. Очевидно, с точки зрения славянского язычества, золото христиан дешевле и серебра, и меди – оно не дороже олова. А на носу у дальнего персонажа (его следует повернуть влево на 90°) можно прочитать слова ЛИЦА И, тогда как без поворота, но при обращении цвета штриховка перед носом и губами читается как МАСКИ. Следовательно, назначение данных монет, как они задумывались жрецами храма Рода, – показывать истинное лицо многих известных персон, скрытое обычно под маской. Последняя надпись, которую я читаю на данной стороне монеты (хотя на ней осталось еще несколько непрочитанных надписей) – надпись в самом низу, под обрезом бюста ближайшего персонажа: С НЕЙ И НИКТО НЕ ПРИКОСНЕТСЯ. Полагаю, однако, что первая буква мною прочитана неверно и должна быть К, а не С, и тогда смысл несколько меняется: К НЕЙ И НИКТО НЕ ПРИКОСНЕТСЯ. Смысл этой надписи – усиливающий: оловянная монета святых Олафа и Симона (вероятно, таких святых и не было, под ними понимались какие-то хорошо известные в то время политические деятели по имени Олаф и Симон) в качестве карикатуры настолько непривлекательна (она срывает маски и обнажает лица), что к ней никто не захочет и прикасаться. Таково содержание одной стороны.

На другой стороне мы видим изображение льва, которое, как мы помним, представляло собой зооморфный образ славянского бога Рода. Теперь можно перейти к чтению и основной надписи. Однако, как мне кажется, она начинается с хвоста льва, образующего букву М, под которой помещается буква О. Правее имеется латинская буква N, под которой находится буква Т очень маленькой крышей вниз. Точнее, последний знак является не буквой, а слоговым знаком ТА. В результате образуется слово МОНЕТА. А ниже написано смешанным способом (две буквы латиницей, тогда как две последние кириллицей) слово RUСИ, то есть РУСИ. Далее следует надпись кириллицей ОТ, то есть ОТ. А затем смешанное слово BARЯГAТО есть ВАРЯГА (знак, который на первый взгляд выглядит как буква К, есть буква латиницы R). Последнее слово начертано самым замысловатым способом, то есть через руницу и кириллицу. Я читаю его как БАЛЪТАСАРА (последняя часть САРА выделяется из штриховки). Таким образом, полная надпись будет вовсе не РУЦОБКОУНА, как можно было бы подумать, читая только заглавные буквы как латинские, а МОНЕТА РУСИ ОТ ВАРЯГА БАЛЬТАСАРА.

Имя Балтасара известно как имя одного из волхвов, присутствовавших при рождении Христа, и означает БАЛТА САРА, то есть ЦАРЯ БАЛТОВ. Это – одно из прозвищ Перуна. Зачем один из варягов назвался Перуном, или Валтасаром, можно понять, прочитав последнюю надпись под грудью и передними лапами льва: АНТИКА РУСИ. Таким образом, морской разбойник (варяг) вспомнил одно из названий Перуна в качестве древности Руси и взял это имя себе. Кроме того, если прочитать буквы на части гривы льва и левой части его глаза, получим слово СЬВЯТОВИДА, тогда как высунутый язык льва образует знаки слова ВИТЬ. Полагаю, что слово ВИТЬ есть разговорная форма слова ВЕДЬ, тогда как слово СВЯТОВИДА опять адресует нас к храму Святовида в Арконе.

№ 80. Монета из Брянской области. О существовании этой монеты я узнал только из сообщения моего корреспондента. Вот что он мне написал 1 марта 2008 г.: «Здравствуйте! Прочитал статью В. А. Чудинова “Руница и археология…” и решил, что Вы мне поможете. Меня интересует моя монета, найденная в захоронении на территории Брянской области. Она определена как скандинавское подражание немецкому денарию XI в. Кажется, на ней есть надписи на рунице. Так все же, что на ней написано? Очень прошу Вас мне помочь. С уважением, Юрий». Я с удовольствием рассмотрел обе стороны монеты и вот что обнаружил. Впрочем, сначала я прокомментировал ссылку на мою статью. «Руница и археология» – это не статья, а моя книга. Рад, что она подтолкнула автора послания обратиться ко мне за чтением надписей на монете. Для того чтобы определить, что на монете написано, следует попытаться прочитать на ней надписи (рис. 171).

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)
 
Рис. 171. Мое чтение надписей на монете:
а – предположительно на аверсе; б – предположительно на реверсе
 

Чтение я начинаю с самого верха. Здесь едва различимо начертано: РОДА-ЯРА МИР. Уже из этого следует, что монета – русская. Ниже, справа от центрального знака в виде буквы X я прочитал – и эта надпись заставила меня содрогнуться – слова: АРКОНА, ХРАМ ЯРА. Тем самым перед нами находится монета, отчеканенная в Арконе в храме Яра! Во-первых, до сих пор я не видел денег, которые бы чеканились в Арконе, во-вторых, я не предполагал, что чеканкой денег занимался именно храм Яра!

В самом низу изображен корабль с весьма высокими штевнями. Форштевень изображает голову и грудь птицы, а именно – сокола, ахтерштевень – ее хвост. Полагаю, что именно так выглядели ладьи варягов. Чуть ниже читается и название их страны: ЯРА РУСЬ, которая включала в себя север нынешней Германии, Вагрию и всю Скандию. До сих пор о кораблях варягов я представления не имел.

Еще ниже весьма красивым курсивом название страны дублируется: РУСЬ ЯРА. Таким образом, обозначена и страна, и город чеканки монеты.

На предположительно реверсе на правой каемке можно прочитать слова ЯР ОДИНЪ ОТ ЯРА, а слева под крестом – надпись руницей ДЕНАРИЙ (знак НА – зеркальный). Тем самым обозначен номинал монеты – ОДИН ДЕНАРИЙ. Кружочки на левом ободке содержат надпись ХРАМ ЯРА, нам уже встретившуюся. В правой верхней части креста (так называемого мальтийского) виден символ, внутри которого можно прочитать слова РУСЬ ЯРА. Полагаю, что это или герб, или какой-то иной символ данной страны. А на нижней лопасти креста написаны слова ЯРА ХРАМА.

Обсуждение. Итак, я считаю, что всем нам необычайно повезло, поскольку мы можем видеть аверс и реверс монеты, достоинством в ОДИН ДЕНАРИЙ, чеканенной в АРКОНЕ ЯРОВОЙ РУСИ В ХРАМЕ ЯРА. Таким образом, мы не только видим денежную единицу Западной Руси (основной Руси того времени), но и знаем, что и как на ней написано. Действительно, с атрибуцией археологов в данном случае можно согласиться: это монета не моложе XI в., но не подражание германским монетам, которые появляются позже, а как раз оригинал, с которого позже в качестве подражаний чеканились германские деньги. В каком-то смысле она и скандинавская, поскольку Скандия входила в Ярову Русь, так что на этой территории монета также имела хождение. Само слово ДЕНАРИЙ, видимо, означает ДЕНЬ АРИЙ, или ДЕНЬ ЯРИЙ, то есть некий КРУЖОК МАРЫ за один ДЕНЬ работы в храме ЯРА или, точнее, КРУЖОК ЯРА за ДЕНЬ любой работы. Позже это слово стало произноситься жаргонно, как ДЕНЕК, ДЕНЬКА, что после озвончения дало слово ДЕНЬГА и, наконец, ДЕНЬГИ (множественное число от слова ДЕНЬГА). Из этого следует, что русские имели собственное название денег, а никак не заимствованное от тюркских народов, так что слово ДЕНЬГА является как раз тюркским заимствованием из русского языка, а не наоборот.

113
 

До сих пор мы знаем, что чеканка монет была прерогативой князей и вообще – политической власти. О том, чтобы монету чеканил храм, мне никогда и нигде не приходилось слышать. Ясно, что это – пережиток гораздо более древних эпох, еще сохранившийся в Арконе. Понятно, что служащие храма – люди гораздо менее коррумпированные, чем светские чиновники, так что их ответственность перед Богом гарантирует их удержание от мирских соблазнов и, в частности, от несанкционированного выноса из храма готовой денежной продукции. Однако храмы Арконы были самыми богатыми в Яровой Руси, поскольку Ярова Русь занималась морским разбоем, доходы храмов были просто фантастическими. В таком случае кому как не им и было чеканить монеты? А стоял во главе этой деятельности храм Яра.

Еще один интереснейший сюжет – профиль боевого корабля варягов, который я никогда прежде не видел. Полагаю, что более поздние датские так называемые дракеры по своим формам (с высоким форштевнем в виде дракона и высоким ахтерштевнем) лишь копировали формы варяжских ладей (германское слово ШТЕВЕНЬ – искаженное русское слово СТАВЕНЬ, СТОЯК, слово ФОР по-немецки – ПЕРЕДНИЙ, слово АХТЕР по-голландски – ЗАДНИЙ, сравни английское слово AFTER). Полагаю, что и названия СТАВНЯ у германских кораблестроителей было заимствовано из культуры русских корабелов. Равно как и не видел изображения корабля в качестве герба Яровой Руси – в виде ладьи с высокими штевнями и двумя еще более высокими мачтами. Вероятно, первый тип гребного корабля имел ритуальный смысл, второй, парусный, – смысл военный.

Остается только поблагодарить Юрия за присылку такого интересного объекта эпиграфического анализа. Таковы 13 монет, рассмотренных здесь, и 14-я, рассмотренная на рис. 92.

 

Псевдоевангелисты, или Портреты славянских языческих богов

 

В книге А. А. Бычкова [19, с. 100–103] помещены зооморфные лики каких-то существ, которых автор называет «евангелистами». В словарной статье ЕВАНГЕЛИСТЫ [19, с. 100] он пишет: «ЕВАНГЕЛИСТЫ – в русской церкви признаны 4 Евангелия, написанные четырьмя авторами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном». А на следующей странице он помещает два изображения Иоанна с подписью: «ИОАНН – автор “Евангелия от Иоанна”, изображается человеком с птичьей головой и крыльями либо птицей». При этом нет никаких сведений, откуда сам А. А. Бычков заимствовал эти изображения, а также почему он решил, что перед нами находится именно портрет евангелиста Иоанна.

№ 81. Евангелист Иоанн. Естественно, что при взгляде на изображения возникает предположение, что перед нами вовсе не евангелисты, а зооморфные лики славянских языческих богов. Поэтому, увеличив портрет «Иоанна» (рис. 172), я пытаюсь прочитать многочисленные надписи, находящиеся внутри рисунка. Вначале я рассматриваю верхний сегмент изображения, обращая его в цвете. На штриховке правее нимба можно прочитать слова ЛИК ЯРА-РА – СОКОЛА РУСИ. Слева от нимба – другая надпись: РОДОВАЯ РУНОВА СТОРОНКА Надписи мелкие, стилизованы под штриховку и читаются с большим трудом. Тем не менее первую надпись я считаю названием изображения; это действительно, с одной стороны, египетский бог Ра, который обычно представал на египетских рисунках с головой сокола, а с другой стороны, – портрет СОКОЛА РУСИ. Однако прежде мне было неизвестно, что сокол – это зооморфный облик славянского бога Яра. Теперь получено и письменное, и изобразительное подтверждение.

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. ИЗ АРСЕНАЛА НУМИЗМАТИКИ. (Продолжение 2.)
 
Рис. 172. Зооморфный лик Яра
 

В прямом цвете читаются слова на левой стороне сияния нимба АКШМИ-МИШКА; я не знаю, как их интерпретировать. На крыльях в обращенном цвете можно прочитать: слева РАРЕГЛИКЪ, справа – ПОРТРЕТ ПРЕЛЕСТНОГО ЛИКА. Слово РАРЕГ в западнославянских языках означает СОКОЛА, так что мое чтение СОКОЛА РУСИ тем самым подтверждается. На складках одежды при обращении в цвете слева можно прочитать слова ЯРА-РА, справа – ЯРИЛА. О том, что египетский бог солнца РА является одной из разновидностей славянского бога Яра, говорили некоторые исследователи, и ниже я приведу соответствующие примеры. У бога ЯРА есть и другое название – ЯРИЛА; именно он здесь и изображен. Складки одежды на груди, выше рук, читаются как ЛИК ЯРА. Слева, повернув изображение складок на 90° вправо, можно прочитать слово ЛИКЪ, а под руками, обратив в цвете, – слова ВЪ ИРИИ СВАРГАЛ, то есть ЛИК В РАЕ СОЗДАЛ. Подобная надпись прочитана нами впервые; обычно говорилось, что лики того или иного божества созданы в мастерской храма Макоши. Пока мне трудно дать объяснение данной новации.

Наконец, в самом верху, по кромке окружности, очень мелкими буквами написано: РУНОВОЙ РУСИ ЛИКОВЫ ПОРТРЕТЫ.

Под РУНОВОЙ РУСЬЮ понималась территория нынешней Франции, под ее РОДОВОЙ СТОРОНКОЙ – ЮЖНАЯ ЧАСТЬ, под ЛИКОМ – ИКОНА или СКУЛЬПТУРА, под ЛИКОВЫМ ПОРТРЕТОМ – ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ЛИКА. Поскольку слово ПОРТРЕТЫ стоит во множественном числе, предполагается, что мастерская ИРИЯ В СВАРГЕ подготовила несколько таких портретов, в чем мы будем иметь возможность убедиться чуть позже.

Ра как славянский Яр. А. А. Абрашкин находит следы почитания славянского Яра во многих культурах, но более всего в египетской; описывая приход пятой династии фараонов, он замечает: «Восхождение последней на престол привело к серьезным идеологическим изменениям, связанным с началом общегосударственного почитания солнечного бога Ра – главного бога Гелиопольского нома. Теперь в титулатуре царь не только отождествлялся с богом Гором, традиционным покровителем раннединастических царей, но выступает и как сын бога Ра = Яра. Каждый царь новой династии возводит в честь бога Яра солнечного храмы с огромным обелиском Бенбеном (Вань-ваней!) внутри окруженного оградой двора» [1, с. 149]. Таким образом, трактовка египетского Ра как славянского Яра у этого исследователя сомнений не вызывает.

Аналогичную трактовку мы встречаем у Ю. Д. Петухова: «Бог солнца Ра – дневное солнце. Ра теснейшим образом связано с Хором-соколом. Но само божество Ра – это всегда яркий огненный или красный шар. Существует множество гипотез по части этимологии теонима Ра. Наша версия далека от романтических гипотез большинства исследователей. Ра – это диалектное (отчасти афразийское) прочтение-произношение первичного слова-понятия Ар-Яр. Изначальное имя солнечной ипостаси – Яр (варианты Яр-а, Й-ар, Йа-ра). Перевода не требуется. Ярое, яркое солнце юга. Все производные, приводимые иными этимологами, вторичны, как и производные от производных типа Ра-дуга, река Ра (Нил, Волга) и т. д. Первичен прообраз руссов – Яр. И это чрезвычайно глубокий исходный образ. Ночное, сокрытое солнце у египтян Сокр. В этом теониме четко прослеживается корень СКР – СКРЫТОЕ, СКРЫТЬ. Перевода с языка руссов на русский не требуется» [104, с. 312]. Здесь к тому же подчеркнута зооморфная ипостась Ра как сокола. Полагаю, что цитировать иных исследователей для подтверждения прозвучавшей при чтении рисунка мысли уже не требуется. Рисунок Яра-сокола, созданный, видимо, в европейском Средневековье, отождествлял Ра и Яра много раньше упомянутых исследователей.

На данном рис. 172 мы получаем уникальную возможность подтвердить догадки этих славистов двумя независимыми способами: 1) ссылками на автора изображения, отстоявшего от нас на тысячу и более лет и опиравшегося на не дошедшие до нас источники, который прямо пишет: ПОРТРЕТ ЯРА-РА, отождествляя славянского и египетского богов (но славянский бог у него упомянут раньше египетского) и 2) изображением Яра в виде сокола – именно так, как выглядел бог Ра египтян. Из этого следует, что египетская культура была производной от славянской, воспроизводила славянский пантеон на местном наречии.

114

Картина дня

))}
Loading...
наверх