Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Необычная история»
Вы хотите запомнить сайт «Необычная история»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами

развернуть

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами

Почти 75 лет назад, 15 июня 1942 года состоялся один из самых, пожалуй, необычных боев в мировой истории с участием бронепоезда. Защищавшему Севастополь бронепоезду «Железняков», прозванному немцами «Зеленым призраком», пришлось атаковать только для того, чтобы добыть рельсы для восстановления пути.




«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами
Экипаж бронеплощадки б.п. «Железняков» ведет огонь по противнику. Май 1942 года.

Вот как об этом вспоминал один из участников этого боя, старшина группы пулеметчиков «Железнякова» Николай Иванович Александров: «15 июня командующий приказал бронепоезду обстрелять скопление танков в лощине кордона Мекензи. Комендоры Кочетова и Буценко зарядили орудия бронебойно-зажигательными.

Выйдя из-за поворота, «Железняков» с расстояния четырехсот метров открыл огонь по танковой колонне. Вспыхнули два головных танка. Задымила и машина, замыкавшая колонну.

Танки начали беспорядочную стрельбу. Продвинуться вперед или назад они не могли – дорогу преграждали подбитые машины, а свернуть в сторону не давали крутые скаты выемки. «Железняков» бил и бил из всех пушек и минометов. Мы, пулеметчики, тем временем косили немцев, выскакивавших из люков танков.

На выручку своим танкистам поспешила фашистская авиация. Нам не очень-то хочется связываться с нею, тем более что и снарядов осталось маловато. Берем курс к тоннелю.

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами
Зенитчики бронепоезда «Железняков» у 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК (пулеметы установлены на морских тумбах).

Но бомбардировщики пытаются не упустить добычу. Бомбы рвутся совсем рядом. На бронеплощадках появились убитые и раненые.

Подносчику снарядов Володе Дмитриенко оторвало руку. Ксения Каренина и Саша Нечаев тут же, на ходу, оказывают первую помощь. Вместо раненого Нечаев сам стал на подачу.

Бронепоезд, отстреливаясь от самолетов, полным ходом шел в укрытие. И вдруг на пути встал огромный столб дыма. Бомба разрушила полотно.

Ведя непрерывный огонь по «юнкерсам», бронепоезд маневрирует на уцелевшем отрезке пути. Ремонтная группа тем временем меняет рельсы и шпалы. С балластной платформы сгружены все запасные рельсы. Но их не хватает. Где взять? Головенко вспомнил, что рельсы есть около станции Мекензиевы горы. Но там уже враг...

Доложили командиру.

— Полный вперед! — приказывает командир. Бронепоезд, как метеор, влетел на станцию, открыл огонь из всех видов оружия. Пока мы вели бой, железнодорожники под командой Головенко и Андреева на руках перенесли два звена рельсов. Мчимся назад. За несколько минут путь исправили, и бронепоезд нырнул в укрытие. Только втянулись в тоннель, тяжелой бомбой завалило вход. Дождавшись ночи, бронепоезд вышел с другого конца тоннеля. И пока саперы расчищали вход, мы выходили в рейды на другие участки».

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами

Изготовленный в ноябре 1941 года бронепоезд «Железняков», названный в честь героя гражданской войны, обладал серьезной огневой мощью. На бронеплощадках установили пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Была специальная площадка с 8 минометами.

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами

В конце 1941 года место четырех 82-миллиметровых минометов поставили три 120-миллиметровых и 3 новых пулемета. Помимо бронепаровоза состав имел дополнительный мощный локомотив. Экипаж «Железнякова» был укомплектован моряками. В 1941 году бронепоезда Красной Армии, на которые до войны возлагались большие надежды, оказались весьма уязвимыми под ударами господствовавшей в воздухе немецкой авиации. Но моряки из экипажа «Железнякова» нашли способы эффективного использования своего бронепоезда и в таких условиях. Закамуфлирован бронепоезд был так умело, что обнаружить его с воздуха было очень непросто. После короткого, но мощного пушечного и минометного удара по целям, заранее разведанным, «Железняков» быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада, которая под огнем противника восстанавливала поврежденное железнодорожное полотно.

Действуя таким образом, «Железняков» произвел более 140 боевых выходов.

Погиб 28 июня 1942 года под рухнувшими во время очередного авианалета сводами Троицкого тоннеля.

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами
Бронепоезд Железняков. Снимок сделан после взятия Севастополя немцами.

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами
Эл-2500, бронепоезд Железняков, Севастополь


Источник →

Опубликовал Дмитрий Дмитрий , 17.06.2017 в 15:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Елена Алешина
Елена Алешина 18 июня, в 15:03 Спасибо, очень интересная статья. Кто бы мог подумать, что бронепоезд мог эффективно действовать в Великую отечественную Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1

Поиск по блогу

Запомнить
Читать
Читать