Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Необычная история»
Вы хотите запомнить сайт «Необычная история»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Бумажные асы Третьего Рейха

развернуть

Как любителя истории авиации, меня давно беспокоила разница в количестве сбитых лучшими советскими пилотами и числом побед, одержанных немецкими асами. Объяснения этому феномену я встречал самые разные, зачастую однобокие, причём как в пользу советских, так и германских пилотов.

Попробуем же разобраться в реальном комплексе причин такой колоссальной разницы боевых счетов лучших пилотов СССР и Третьего Рейха.

Бумажные асы Третьего Рейха

Когда число сбитых превышает число участников

Весна-лето 1943 года. В небе над Кубанью разворачивается одна из самых грандиозных битв в истории авиации: споры о том, что же масштабнее – Битва за Британию или сражение в кубанском небе, ведутся до сих пор. Ожесточённая схватка крылатых машин достигла невероятных масштабов - в отдельные дни в небе проходило до 50 боёв с участием десятков самолётов с обеих сторон. К концу битвы немецкие пилоты отчитались о сбитии 2280 советских самолётов. И ведь это только воздушные победы немцев, а был ещё огонь с земли… Представляете себе масштабы сражения? Аж не верится.

Бумажные асы Третьего РейхаВоздушный бой в представлении художника

И правильно не верится. Советская сторона потеряла 750 самолётов, среди которых 296 истребителей. В эти цифры входят все потери наших самолётов над Кубанью. Как-то не сходятся данные, согласитесь. Некоторые могут сказать, что в СССР занизили потери, поэтому давайте просто подсчитаем силы сторон.

Немцы сосредоточили на небольшом участке (низовья Кубани, Таманский полуостров, Новороссийск) свой 4-й воздушный флот, насчитывавший более 1000 самолётов – 580 бомбардировщиков, 250 истребителей и 220 разведчиков. В поддержу этой армаде направили ещё и лучшие истребительные эскадры Германии, оснащённые последними модификациями B.f-109 и Fw-190. Кроме того, немцам помогали истребительные эскадрильи из Хорватии, Словакии и Румынии. Основную массу немецких истребителей составили B.f-109 G.

Советские силы были несколько скромнее: 900 самолётов, среди которых были 370 истребителей, 170 штурмовиков, 360 бомбардировщиков. Такое количество техники было достигнуто переброской на Северный Кавказ 2-го бомбардировочного, 3-го истребительного и 2-го смешанного авиакорпусов, 282-й истребительной дивизии.

Более половины советских истребителей составили новые Ла-5, Як-1Б, Як-7Б, имелось значительное количество уже устаревших ЛаГГ-3 и Як-1,имелись американские Р-40 и Р39 (та самая «Аэрокобра», на которой летал Покрышкин) и даже британские «Спитфайры». Таким образом, над Кубанью сражалось немногим более 2000 самолётов с обеих сторон, причём количество истребителей было примерно сопоставимо.

Так каким же образом немецкие асы умудрились сбить самолётов больше, чем участвовало с обеих сторон?

Разница в подходе

Бумажные асы Третьего РейхаИван Кожедуб

Вообще, показатели немецких пилотов поражают воображение: самый результативный пилот СССР (да и союзников) Иван Кожедуб имеет 64 подтверждённые личные победы. Прославившийся над Кубанью Александр Покрышкин, второй по результативности – 59 личных побед. Я не буду рассказывать о сгоревшем архиве его полка и личном блокноте с отметками о 89 победах, но… Фактически дебютировавший над Кубанью Эрих Хартман 8 мая 1945 года записал на свой счёт 352-ю личную победу.

Бумажные асы Третьего РейхаЭрих Хартман

Нет, конечно же сравнивать количество воздушных боёв советских и немецких пилотов глупо: Хартман провёл 802 воздушных боя, Кожедуб же «всего» 120, так что боевая эффективность советского аса всё ж повыше. Такая разница в количестве боевых вылетов объясняется разными подходами к использованию своих ВВС со стороны советского и германского командований: Люфтваффе использовали своих пилотов весьма интенсивно и дни с шестью боевыми вылетами для немцев были обыденностью. Немецкие эскадрильи постоянно меняли место базирования и оказывались ровно там, где это необходимо.

В советских же авиачастях лётчики выполняли до 3 вылетов в тяжелые дни (хотя, конечно, те же Покрышкин с Кожедубом в дни тяжелых боёв совершали по 5 вылетов), а эскадрильи были как бы «привязаны» к наземным частям, поэтому советские лётчики взлетали при возникновении необходимости на их участке фронта. Самолётов и пилотов у СССР хватало, поэтому Кожедуб с Хартманом за примерно один и тот же временной промежуток совершили совершенно разное количество боевых вылетов (не путать с боями) – 330 и 1525 соответственно. Естественно, немцы получали боевой опыт куда интенсивнее советских лётчиков.

Подготовка пилотов тоже весьма и весьма отличалась. Так, молодой советский истребитель к моменту прибытия на фронт в лучшем случае имел тридцать с небольшим часов налёта, из которых на боевую технику приходилось меньше 5, немцы же умудрялись налетать только на тренировочных самолётах по 400 часов. Только вот всё это не объясняет сбития двух с лишним тысяч самолётов над Кубанью.

Справедливости ради стоит отметить, что официально немецкое командование заявило о заметно меньших потерях СССР над Кубанью: более, чем 1300 машин, из которых зенитки поразили примерно 300. Но ведь эти цифры всё равно больше, чем имелось у Советского Союза на том участке фронта… Как же так?

Бумага всё стерпит

Бумажные асы Третьего Рейха

Даже во времена Второй мировой воздушные бои проходили на огромных скоростях, часто самолёт противника «подставлялся» под выстрел лишь на несколько мгновений, постоянно менялась высота боя и положение всех его участников. От пилота требовались огромная выносливость, превосходная реакция и постоянный контроль пространства вокруг себя. Естественно, пилоту было не до попыток отследить, когда и куда упадёт поражённый им самолёт противника. Удача – если враг разваливался в воздухе, тогда однозначно сбитый. Но куда чаще противник просто резко терял высоту и входил в штопор. «Сбил!», – думал пилот и выискивал нового противника. Ну а «сбитый» выходил из штопора и отправлялся на свой аэродром.

Естественно, в сбитые записывали, в том числе, и просто повреждённые, вышедшие из боя самолёты. Просто потому, что искренне считали их сбитыми. Только и такое заблуждение не объясняет столь огромной разницы между заявленными и реальными цифрами.

Бумажные асы Третьего РейхаПовреждения не помешали сесть этому Ил-2

Зато свою лепту в наш список вносит ещё одна причина: приписки. Да, немецкие штабы разбирались с этими приписками, сократив число побед над Кубанью в два раза. Да и не единичный это случай, а, скорей, систематический. Так, в середине мая немецкие пилоты за два дня отчитались о сбитии 112 советских самолётов, однако реальные потери оказались меньше – 34 самолёта. Завышение в 3 с небольшим раза. При этом за 14 мая на 2 немецких самолёта, по словам их пилотов, пришлось 15 сбитых – Герман Граф одержал 6 побед, Адольф Дикфельд – 9. Как боезапаса хватило – одному Богу известно. Наверное, ему же известно, откуда взялись лишние сбитые.

Только вот дела у немцев на Восточном фронте шли всё хуже и пропагандисты вовсю старались создать картину могущества слабеющей немецкой армии. Лётчики – элита воинского сословия Третьего Рейха, как нельзя лучше подходили на роль героев, вдохновляющих фольксдойчей воевать за фатерлянд. Каждый пилот на свой сбитый самолёт должен был заполнить анкету из 21 пункта, в которой описывались обстоятельство боя и подтверждения свидетеля. К ним прикладывалась плёнка фотопулемёта. Собственно, фотопулемёт фиксировал попадание, а по записи сбитых в паре «ведущий-ведомый» существовало простое правило – записывать групповую победу на чей-то счёт. Вот и получалось, что часто немецкие пилоты записывали в личные победы факт попадания по самолёту противника.

Бумажные асы Третьего РейхаКадр фотопулемёта

В СССР, стране крайне бюрократической, приписки тоже существовали, но записать себе сбитый советскому пилоту было куда сложнее: требовались показания свидетелей, фиксация фотопулемётом и показания с постов воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Кроме того, групповые победы так и оставались групповыми, ведь установить, чья пуля или чей снаряд стали роковыми для противника было, чаще всего, невозможно. Правда, и эти меры не помогали дать реальной картины, но, всё же, советские данные получались куда объективнее и, в целом, боевые счета наших лётчиков (не считая, естественно, асов) мало отличались от американских или британских. У тех же американцев лучшим был Ричард Айра Бонг – на его счету 40 самолетов, счета лучших британцев ещё ниже.

Бумажные асы Третьего РейхаРичард Айра Бонг

Победил не значит сбил

Стоит отметить ещё один примечательный момент: Рыцарский крест давали за 40 побед. Гельмут Лент (всего 113 побед)получил крест за 16 сбитых самолётов. Ганс Ябс (всего 50 побед) – за 19. Это что же, награды авансом? Немецкое командование видело будущее? Но почему тогда Германия проиграла? Загадка…

Бумажные асы Третьего РейхаГерман Геринг и немецкие асы

Разгадка кроется в самом подходе к зачислению воздушных побед немецким истребителям. Именно побед. Естественно, сбитый самолёт – это победа, но победой у немцев считались и другие действия: например, заставить вражеский бомбардировщик сбросить бомбы не дойдя до цели. Собственно, за эти победы немцы ставили определенное количество баллов. Баллы зависели от количества моторов побеждённых самолётов и прекрасно стимулировали немецких пилотов защищать небо Германии: британские и американские бомбардировки не особо мешали производству немецкого оружия, а количество «побед» приравнялось к числу сбитых уже с годами.

Ну а в итоге мы имеем…

Ну а в итоге мы имеем весьма занятную картину: тотальные приписки, трансформацию «побед» в сбитые и пропаганду. Уж в чём, а в пропаганде немцы были настоящими мастерами.

Бумажные асы Третьего РейхаГанс Филипп и лисёнок

Всё это не умаляет опыта и мастерства германских асов, да и фантастические счета вполне объясняются количеством боевых вылетов на пилота и особенностями подготовки. К вышесказанному можно прибавить и тот прискорбный факт, что из-за отсутствия связи между советскими самолетами вначале войны, 80% наших сбитых лётчиков банально не знали, что находятся под атакой – это делало их довольно лёгкой добычей для немецких истребителей.

Превосходство немцев обеспечивала и техника – B.f-109 на момент начала войны был лучшим истребителем своего времени и заметно превосходил И-16, составлявший основу советских ВВС в 41-м, ну а новые Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 были плохо освоены и требовали множество доработок. Так, например, в конструкцию поспешно принятого на вооружения Як-1 было внесено порядка десяти тысяч (!) изменений и доработок.

Бумажные асы Третьего Рейха

Однако, всё это не помешало нашим конструкторам создать, в итоге, куда более совершенные машины, сначала сравнившиеся, а потом и превзошедшие своих немецких оппонентов, ну а знаменитое «Внимание, в небе Покрышкин» или столкновение двух эскадрилий – Кожедуба и немецкого аса Вильха, окончившееся со счётом 12:2 в советскую пользу, прекрасно иллюстрирует, чьи пилоты были лучшими на самом деле.

Бумажные асы Третьего Рейха

1-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Дмитрий Борисович Глинка (около 300 боевых вылетов и 50 лично сбитых самолетов противника), Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб (лучший ас союзников периода Второй Мировой войны, 330 боевых вылетов и 64 лично сбитых самолета противника), Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Павел Яковлевич Головачев (385 боевых вылетов и 26 лично сбитых самолётов противника).

2-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Виталий Иванович Попков (325 боевых вылетов и 41 сбитый самолет противника лично и 1 в группе), Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Андрей Егорович Боровых (475 боевых вылетов и 32 сбитых самолетов противника лично и 14 в группе).

3-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Александр Николаевич Ефимов (222 боевых вылета, 1 сбитый самолет противника лично и 6 в группе, в ходе штурмовок разбил и сжег 9 эшелонов, 47 танков, 28 самолетов и много другой техники противника), Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Анатолий Константинович Недбайло (219 боевых вылетов, 5 сбитых самолётов противника лично, в ходе штурмовок уничтожил 17 самолетов, сжёг 30 автомашин, 16 танков и САУ, разбил десять железнодорожных вагонов, подавил 11 зенитных установок и 6 артиллерийских батарей), Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Василий Ильич Мыхлик (188 боевых вылетов, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике).


Источник →

Опубликовал Всегда Начеку , 16.01.2019 в 06:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Леонид Бирюков
Леонид Бирюков 16 января, в 09:43 Материал, конечно, интересный, но несколько сумбурный,  имеет слабо выстроенную  систематизацию данных, если это историческое исследование. О достаточном профессионализме исследователя чаще всего свидетельствую ошибки в стилистике, в терминологии и т.д. Например, насторожило такое выражение: "нак нельзя лучше подходили на роль героев, вдохновляющих фольксдойчей воевать за фатерлянд..."  Это значит, что немецкая пропаганда старалась вдохновить только фольксдойче, а рейхсдойче ей не нужно было вдохновлять. Для справки: фольксдойче - это этнические немцы, родившиеся за пределами рейха. Их было много по всему миру, в том числе родившиеся на территории СССР, например, в немецких поселениях-колониях в Крыму, Краснодарском крае, и, конечно же, в Поволжской автономии немцев. Ну, и рейхсдойче - коренные немцы, родившиеся на территории Германии до присоединения к ней Генерал-губернаторства Польского, Прибалтики, Судетской области, Рурской области, Австрии... А фольксдойче по призыву Гитлера возвращались  нах фатерлянд даже из Африки, в частности, их было много в немецких колониях ЮАР. Текст скрыт развернуть
0
Иван Пронин
Иван Пронин 16 января, в 10:27 Великие скромные Герои великой Родины. Без приписок и лишней мишуры. Текст скрыт развернуть
2
Алексей Горшков
Алексей Горшков 16 января, в 12:36 Приписки,балльная система подсчёта,тактика "свободной охоты", и т.д. - всё это достаточно известно! На самом деле Хартманн имеет 352 победы - цифру В РАЗЫ превышающую лучшие достижения как советских лётчиков,так и союзников! Спору нет: немцы - высококлассные профессионалы,НО(!) - "В небесах мы летали одних" - НЕ МОЖЕТ классность лучших лётчиков настолько разниться!
Хочу привести,не как основополагающий фактор - скорее как ОДИН ИЗ факторов,но на который я,немало читавший литературы на эту тему,что-то нигде не натыкался - так что,хоть это и нескромно,это - ЛИЧНО МОЁ ОТКРЫТИЕ ! Этот фактор - как бы лучше его назвать...карьерный,что ли... Немцы лучших своих лётчиков награждали,и после этого посылали на фронт - сбивать побольше самолётов противника. Наши же после награждения или делали начальниками,или отсылали в тыл учиться - чтобы потом хороший лётчик становился вообще огромным начальником! Например - талантливейший воздушный боец Гулаев - насшибал 52 самолёта противника,и в августе 1944 года был...отправлен учиться в Академию! Сдаётся мне,если бы он до мая 1945-го года сбивал немцев - его счёт был бы больше,чем у Кожедуба! А много ли мог одержать побед в воздухе в конце войны ставший командиром авиационной дивизии Покрышкин? Да его основной работой было корпеть над различными бумажками дивизионной документации! Боевой вылет для него был исключением из правил,праздником! Ну,он хотя бы командиром стал отличным! А мне в голову лезет пример с симоновским генералом Козыревым (он есть и в "Живых и мёртвых",но подробнее выписан в посвящённых халкин-гольским событиям "Товарищах по оружию";) - превосходный лётчик,ставший никудышным командиром. Что-то мне подсказывает,что таких было БОЛЬШИНСТВО !!!
А ещё что мне в голову пришло после прочтения этой статьи. В нашем сознании издавна,ещё с советских времён укрепился штамп о слабой подготовке наших лётчиков (Помните "В бой идут одни "старики"" - "Новенькие,из училища? Понятно: "Взлёт-посадка"!";) А система аэроклубов,куда,кстати,ходил и рабочий Гулаев? Есть на это намёки в фильмах "Добровольцы","Хроника пикирующего бомбардировщика"! Да не героическими лохами наши лётчики были,а героическими профессионалами!
Текст скрыт развернуть
5
Елизавета Вадимовна
Елизавета Вадимовна 16 января, в 13:03 Помнится,в списки фашистских асов входили и наши самолеты,находящиеся на земле,т.е. на разбомбленных аэродромах,особенно в начале войны.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4

Поиск по блогу

Последние комментарии

Александр Скрипель
Запомнить
Читать
Читать