Ковался ли в СССР германский меч?

После развала СССР наши доморощенные поклонники Запада, считая Союз «империей зла», стали приписывать советской власти все мыслимые и немыслимые прегрешения. В частности, был создан целый пласт мифов о вине Сталина и большевиков в развязывании Второй мировой войны. Среди этих «черных мифов», разрушающих нашу историческую память и святыни, были и миф о том, что «фашистский меч ковался в СССР».

Ковался ли в СССР германский меч?

Командующий 2-й танковой группой генерал-полковник Гейнц Гудериан

 


Так, сталинскую империю представили как «кузницу гитлеровской армии», когда немецкие летчики и танкисты проходили подготовку в СССР.
Назывались даже громкие имена немецких военачальников вроде Геринга и Гудериана, якобы проходивших обучение в советских училищах.

При этом опускается ряд важных фактов. В частности, когда началось советско-немецкое военное сотрудничество, Третьего рейха просто не существовало! 1922-1933 г. – это время вполне демократической Веймарской республики, с которой и сотрудничала Москва. При этом в Германии действовала сильная коммунистическая партия, социалисты, что вселяло надежду на будущую победу социализма в Берлине. А нацисты тогда были маргинальной группой, в которой не видели угрозы. 

Мотивы сотрудничества


Дело было в том, что Германия и Россия больше всего пострадали от Первой мировой войны, были проигравшими. При этом немцы в условиях Версальской политической системы были очень ограничены в военной, военно-технической сфере. 

Также возникает вопрос: кто у кого учился? Германия в 1913 г. была второй промышленной державой мира (после США), была индустриальным, технологическим гигантом. А Россия была аграрно-индустриальной страной, имевшей зависимость от передовых технологий Запада. В страну ввозили практически все сложные машины и механизмы, вроде станков и паровозов. Первая мировая война очень хорошо показала всю степень отсталости России и от передовых держав Запада. Так, если Второй рейх во время войны произвел 47,3 тыс. боевых самолетов, то Россия – всего 3,5 тыс. Ещё хуже дела обстояли с производством моторов. В мирное время Россия вообще практически не производила авиационные моторы. Война заставила создать производство авиационных моторов. В 1916 году произвели около 1400 авиамоторов, но это было очень мало. А союзники, занятые чрезвычайным усилением своих ВВС, двигателями старались не делиться. Поэтому даже построенные в России самолеты не могли поднять в воздух, не было моторов. В итоге немцы господствовали в воздухе.

Ещё хуже дела обстояли с танками. Этот вид вооружений в дореволюционной России так и не поставили в производство. Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин», скопированный с французского танка «Рено», бы выпущен заводом «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде только в 1920 г. и был принят на вооружение в 1921 г. После этого в советском станкостроении наступила долгая пауза – до 1927 г. Германия же выпустила в октябре 1917 г. тяжелый танк А7V, который принял участие в боях и несколько других опытных образцов. 

Также Россия сильно проигрывала Германии по наличию квалифицированных кадров, научно-техническому персоналу. В Германии ввели обязательное среднее образование уже в 1871 году. В России накануне революции 1917 г. большая часть населения была неграмотной.

Плюс мировая война, революция, жесточайшая Гражданская война и интервенция, массовая эмиграция и разруха, последствия которых Россия преодолевала большую часть 20-х годов. Москва была в международной изоляции. Понятно, что в таких условиях нам надо было учиться у немцев, и только они могли нас научить чему-либо полезному. Остальные западные державы видели в России добычу, «пирог», который необходимо выпотрошить. Запад требовал выплаты царских долгов и долгов Временного правительства, приять на себя ответственность за все убытки от действий советского и предшествующих правительств или местных властей, вернуть иностранцам все национализированные предприятия, предоставить доступ к ресурсам, богатствам России (концессии). 

Только обманутые, униженные и ограбленные немцы могли стать нашими партнерами. В отличие от других западных держав Германия не стала настаивать на возвращении долгов. Соглашение с Берлином было заключено путем взаимного отказа от претензий. Германия признала национализацию немецкой государственной и частной собственности в Советской России. Для Советской России, которая отставала от передовых стран на 50-100 лет, сотрудничество с промышленно и технологически развитой страной было жизненно необходимо.

Немцам такое сотрудничество также было интересно. Согласно Версальскому договору от 28 июня 1919 г. на побежденную Германию налагались жесткие ограничения в военной области. Германскую армию (рейхсвер) сократили до 100 тыс. человек, офицеров должно было быть не более 4 тыс. человек. Генштаб распустили и запретили иметь. Всеобщую воинскую повинность отменили, армия комплектовалась путем добровольного найма. Запрещалось иметь тяжелое вооружение – артиллерию свыше установленного калибра, танки и военную авиацию. Флот был ограничен несколькими старыми кораблями, подводный флот запретили. 

Неудивительно, что в такой ситуации две проигравшие державы, страны-изгои, потянулись друг к другу. В апреле 1922 г. на Генуэзской конференции Германия и Россия подписали Рапалльский договор, который вызвал резкое неодобрение «мирового сообщества». 

Таким образом, выбор в пользу Германии был вполне очевидным и разумным. Во-первых, тогдашняя Германия была вполне демократическим государством, нацисты ещё не пришли к власти и вообще не имели никого влияния на политику страны. Во-вторых, Германия была традиционным экономическим партнером России. Немецкое государство, несмотря на тяжелое поражение, оставалось мощной индустриальной державой с развитым машиностроением, энергетикой, химической промышленностью и т. д. Сотрудничество с немцами могло помочь нам в восстановлении и развитии народного хозяйства. В-третьих, Берлин, в отличие от других западных держав, не стал настаивать на выплате старых долгов, признал национализацию в Советской России. 


Военное сотрудничество. Липецкая авиационная школа


Рапалльский договор не содержал военных статей. Однако основы для взаимовыгодного советско-германского сотрудничества в военной области были очевидны. Берлину нужны были полигоны, чтобы проводить испытания танков и самолетов без ведома держав-победительниц. А мы нуждались в германском передовом опыте производства и применения передовых образцов вооружения. В итоге в середине 1920-х годов в СССР создали ряд совместных объектов: авиационную школу в Липецке, танковую школу в Казани, два аэрохимические станции (полигона) – под Москвой (Подосинки) и в Саратовской области под Вольском.

Соглашение об учреждении авиационной школы в Липецке было подписано в Москве в апреле 1925 года. Летом школа была открыта для подготовки летного состава. Школу возглавляли немецкие офицеры: майор Вальтер Штар (в 1925-1930 гг.), майор Максимилиан Мар (1930-1931 гг.) и капитан Готлоб Мюллер (1932-1933 г.). Лётное дело преподавали немцы. По мере развития учебного процесса численность немецкого персонала выросла до 140 человек. Москва предоставила аэродром в Липецке и бывший завод для хранения самолетов и авиационных материалов. Сами машины, авиационные детали и материалы предоставляли немцы. Основу авиапарка составили истребители Fokker D-XIII, закупленные в Нидерландах. На то время это была довольно современная машина. Также были куплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Фирма «Фоккер» после Версальского соглашения была срочно переведена в Голландию. Во время Рурского кризиса 1922-1925 гг., вызванного оккупацией «промышленного сердца» Германии франко-бельгийскими войсками, немецкие военные нелегально закупило 100 самолетов разных моделей. Официально для ВВС Аргентины. В итоге часть этих самолетов оказалось в СССР. 

Создание школы было выгодно СССР. В ней обучались наши летчики, механики, повышали квалификацию рабочие. Летчики получали возможность узнать различные новые тактические приёмы известные в Германии, Англии, Франции и США. Страна получила материальную базу. Основные расходы взяли на себя немцы. Таким образом, вопреки мифу не мы учили немцев, а немцы на свои деньги готовили у нас своих и наших летчиков. Заодно и наших механиков, приобщая к передовой технической культуре. Также стоит развеять миф, в СССР «ковался фашистский меч». Вклад липецкой школы в создание германских ВВС был невелик. За всё время её существования в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей и 100 летчиков-наблюдателей. Для сравнения: к 1932 г. Германия смогла подготовить в своих нелегальных летных школах в Брауншвейге и Рехлине около 2000 пилотов. Школа в Липецке была закрыта в 1933 г. (как и другие проекты), после прихода к власти Гитлера, когда Рапалльское соглашение утратило своё значение для Германии и СССР. Постройки и значительная часть оборудования получила советская сторона. С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала работать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ).

Стоит отметить, что будущий рейхсмаршал Геринг в Липецке не учился. Будучи активным участником известного «пивного путча» в 1923 году, Геринг бежал за границу. Он был заочно осужден германским судом и объявлен государственным преступником. Поэтому его появление на объекте рейхсвера было явлением весьма странным. Кроме того, после Первой мировой войны Герингу как известному асу предложили вступить в ряды рейхсвера, но он отказался по идейным соображениям, так как находился в оппозиции к Веймарской республике. 


Истребители Fokker D.XIII в Липецке. Источник: https://ru.wikipedia.org


Танковая школа в Казани и химический объект «Томка»


Соглашение о её создании было подписано в 1926 г. Школу создавали на базе Каргопольских кавалерийских казарм. Условия, на которых создавалась казанская школа, были аналогичны липецким. Начальник и преподаватели – немцы, они же несли основные материальные расходы. Начальниками школы были подполковник Мальбрант, фон Радльмайер и полковник Йозеф Харпе. Учебные танки предоставлялись немцами. В 1929 г. из Германии прибыло 10 танков. Сначала был обучен преподавательский состав, затем началась подготовка немецких и советских курсантов. До закрытия школы в 1933 г. было сделано три выпуска немецких слушателей – всего 30 человек, с нашей стороны обучение прошло 65 человек. 

Таким образом, преподавали немцы, они же несли основные материальные расходы, подготовили материальную базу. То есть немцы на свои деньги готовили своих и наших танкистов. Гудериан, вопреки распространенному в 1990-е годы мифу, в Казанской школе не учился. Хайнц Вильгельм Гудериан действительно побывал однажды в Казани (летом 1932 г.), но только как инспектор вместе со своим начальником генералом Лютцем. В танковой школе он учиться никак не мог, так как уже окончил военную академию и имел большой чин – подполковника. 

Договор о проведении совместных аэрохимических испытаниях был подписан в 1926 году. Советская сторона предоставляла полигон и обеспечивала условия его работы. Немцы брали на себя обучение советских специалистов. Они же несли основные материальные расходы, купили всё оборудование. Причём если в авиационных и танковых объектах упор делался на подготовку кадров, то в области военной химии преследовались в основном исследовательские задачи. Первоначальные испытания проводились под Москвой на полигоне «Подосинки».

В 1927 г. были проведены строительные работы на химическом полигоне «Томка» в районе г. Вольска Саратовской области. Туда перенесли совместные испытания. Отрабатывались методы химической атаки, новые прицелы, созданные немцами, проверялись средства защиты. Эти испытания были весьма полезны для СССР. Ведь в этой сфере приходилось начинать практически с нуля. В итоге страна смогла менее чем за 10 лет создать собственные химические войска, организовать научную базу, наладить производство химического оружия и средств защиты. На вооружение приняли новые боеприпасы, снаряжённые ипритом, фосгеном и дифосгеном, испытана дистанционные химические снаряды и новые взрыватели, новые авиабомбы. 

Благодаря Германии наша страна, которая была в 1920-е годы ослабленной, в основном аграрной страной, сумела в самые короткие сроки встать в области химических вооружений вровень с армиями ведущих мировых держав. В СССР появилась целая плеяда талантливых военных химиков. Не удивительно, что во время Великой Отечественной войны Третий рейх так и не решился использовать химическое оружие против СССР. 

Германия помогла сделать СССР передовой военной державой


Таким образом, в результате осуществления советско-германских военных проектов Красная Армия получила квалифицированные кадры лётчиков, механиков, танкистов и химиков. А когда после прихода к власти нацистов совместные проекты были закрыты, немцы, уезжая, оставили нам много ценного имущества и оборудования (на миллионы немецких марок). Также мы получили первоклассные учебные заведения. В Липецке была открыта Высшая лётно-тактическая школа ВВС РККА, в Казани – танковое училище. В «Томске» химический полигон, часть имущества пошла на развитие Института химической обороны. 

Кроме того, очень важным было сотрудничество с немцами в области создания современных вооружений. Германия была для нас единственным каналом, через который мы могли изучать достижения в военном деле за границей, перенимать опыт немецких специалистов. Так, немцы передали нам около десятка наставлений по ведению боевых действий в воздухе. Германский авиаконструктор Э. Хейнкель по заказу советских ВВС разработал истребитель HD-37, который у нас приняли на вооружение и выпускали в 1931-1934 гг. (И-7). Также Хейнкель построил для СССР морской разведчик He-55 – КР-1, который находился на вооружении до 1938 года. Немцы строили для нас авиационные катапульты на корабли. Германский опыт использовался в строительстве танков: в Т-28 – подвеска танка Круппа, в Т-26, БТ и Т-28 – сварные корпуса немецких танков, приборы наблюдения, электрооборудование, радиооборудование, в Т-28 и Т-35 – внутреннее размещение экипажа в носовой части и т. д. Также немецкие успехи использовались в развитии зенитной, противотанковой и танковой артиллерии, подводного флота.

В итоге можно смело сказать, что именно Германия нам помогла создавать передовую Красную Армию. Немцы нас учили, а не мы их. Немцы помогли заложить СССР основы передового военно-промышленного комплекса: танковой, авиационной, химической и др. отраслей. Москва разумно и умело использовала трудности Германии в развитии Союза, его обороноспособности.
Источник ➝

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Немиза. 

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Немиза. 

Из очерка В.А. Чудинова

№ 86. Немиза. Здесь я остановлюсь только на виде сзади [82, с. 137, рис. 7, б]. Бог НЕМИЗА славянской мифологии неизвестен, так что, скорее всего, речь опять идет о неверном чтении. Я уже убедился в этом, когда комментировал сочинения Мартина Жунковича, который описывает те же фигурки богов из Ретры, сравнивая с чтением Маша. Поэтому я приведу тот же комментарий, который сделал по поводу этого бога в связи с чтением работы М.

Жунковича. (Возможно, что М. Жункович, прочитав слово Немиза, решил, что фигурка олицетворяет бога по созвучию с именем богини Возмездия - Немизиды)

НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров.

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Немиза, рис.В.Барскова.

Немиза, рис.В.Барскова.

НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров.

СТИХИИ. Немиза относится к стихии  ВОЗДУХА.

ИЕРАРХИЯ. Немиза подчиняется Стрибогу — богу воздушных стихий.

ВНЕШНИЙ ВИД: Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица. Лёгкий, как перышко, да и сам иногда превращается в перо и качается в вышине, отдыхая от забот.

ХАРАКТЕР. Как у любого ветра, поведение Немизы переменчиво. Но он всегда легок на подъем.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Когда в самую жару лёгкая прохлада вдруг коснется чела — это Немиза благоволит, лениво взмахнув крылом. Немиза не сварлив и позволяет ветрам резвиться, не вмешиваясь в их дела. Но если они уж сильно поссорятся и закрутят бешенную карусель — вмешается и наведёт порядок.

(160)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Что же касается интерпретации М. Жунковича, то она, разумеется, гораздо ближе к реальности, ибо тут есть чтение НЕМИЗА, РАБ и АРКОН. Все это действительно присутствует на рисунке, хотя не понятно, почему слово РАБ принято за фрагмент, а слово АРКОН – за «старейший». Неясно и то, почему начало слова СПА интерпретируется как фрагмент слова ШПАН.

Более подробно мое чтение показано на рис. 179. Прежде всего, германскими рунами начертано не НЕМИЗА, а НЕМЕС, то есть НЕМЕЦ. Стало быть, перед нами не славянское божество (если это божество), а немецкое. Строкой ниже действительно написано слово РАБ, которое скорее ассоциируется с христианской формулой «раб Божий». Заметим, что к X в. германские племена уже были крещены, так что немцы вполне могли быть «рабами Божьими». Еще одно слово, на рукаве левой руки, есть ЗПА или, если угодно, СПА. Последнее слово, процарапанное вендскими рунами, читается АРКОНА, где маленькое «а» взято из кириллицы. Если на предыдущих фигурках местом их постоянной приписки был храм Ретры, то здесь перед нами фигурка из другого славянского храма – Арконы, расположенного на острове Рюген (по-славянски – РУЯН). Ничего странного в этом нет, языческие храмы обменивались священными реликвиями, как это практикуется христианскими храмами и в наши дни, когда чудотворная икона или чудотворные мощи святош на некоторое время передаются в другой приход. Так что надписи прочитаны М. Жунковичем почти точно.

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image612.jpg
 
Рис. 179. Мое чтение надписей на задней стороне фигурки Немизы
 

Вместе с тем кое-что не прочитано вовсе. Наиболее информативна надпись в столбик возле подмышки правой руки, которую я обвел рамочкой. Здесь читается латинскими буквами, хотя первое слово начертано кириллицей: ОДИН RAБ BOGA. Таким образом, поясняется, какой именно немец представлен на фигурке – это обожествленный вождь германских племен Один (Вотан). Однако для обращенных в христианство германских племен Один, как и любой другой смертный, является рабом божьим, что и отмечает надпись. Слово РАБ, написанное мельче и рукописным почерком кириллицы, можно прочитать на подоле Одина слева. Что же касается рукава, то надпись на нем составная: выше германских рун написано слово РАБА, затем идет слово ЗПАСИ, написанное отчасти рунами, отчасти кирилловскими буквами (буква С слита с руной П, буква И – с руной А), расположенная чуть ниже лигатура может быть разложена на буквы кириллицы с чтением БОЖЕ. Тем самым получается известная христианская формула РАБА СПАСИ БОЖЕ. В этом смысле М. Жункович проявил большую наблюдательность, прочитав СПА вместо ЗПА. Таким образом, становится понятным слово РАБ на фигурке Одина, а также наличие слова НЕМЕЦ.

Но самое интересное начертано на складках подола фигурки кириллицей. Я рассматриваю две складки левой стороны фигурки (от зрителя справа), которые я поворачиваю на 90° влево и слегка увеличиваю, где первое слово верхнего ряда написано тонкими линиями, но продублировано в ряду ниже; это слово КАМНИ. Правее, в слове СОЮЗА, хорошо выделяются буквы С и Ю, так что это слово тоже легко обнаружить в строке. Далее видны буквы РО, а прямо над ними изображены буквы не вполне ясно; они переходят вправо за очень мелкую диагональную надпись. Я читаю это слово как РОССИЙСКОЙ, но в силу нечеткости контуров средних букв тут все-таки скорее написано РАСЕЙСКОЙ. Под последней буквой Й хорошо видны две буквы ПР и едва видна, больше угадывается, буква И; правее и выше видна буква то ли В (латинская Б), то ли кирилловская Б, а правее и ниже нее – то ли А, то ли О. Зато ниже буквы Р явно читается Л, правая мачта которой является мачтой буквы Т, правее которой хорошо видна курсивная И, затем выше К, а под ней – Н, то есть кирилловская буква И. Таким образом, с большим трудом читаемое слово есть слово ПРИБАЛТИКИ. Его присутствие на фигурке вызывает удивление, поскольку море тогда именовалось не Балтийским, а Варяжским. Однако возможно, что имя БАЛТЫ уже употреблялось и в X в.

Вторая часть данного текста расположена отчасти правее, отчасти ниже. Правее слова ПРИБАЛТИКИ и много ниже читается предлог С, а еще правее лигатура разлагается на слово МИРОМ. Дальнейший текст размещен ниже; для этого надо проследовать взглядом по полукружью под буквой Р вниз и прочитать жирный шрифт слева, который слагается в слова РАСЫ У; лигатура под дугой разлагается на слово НАРОДОВ, а правее этой лигатуры читается типичное обозначение Руси руницей – силлабографы PC, то есть РУСИ.

Соединяя все слова, за исключением дублированных, получаем довольно пространный текст КАМНИ СОЮЗА РАСЕЙСКОЙ ПРИБАЛТИКИ С МИРОМ РАСЫ У НАРОДОВ РУСИ, состоящий из 10 слов. Данная надпись весьма интересна, ибо дает средневековую славянскую трактовку присутствия немцев в Прибалтике: фигурки немецких языческих божеств или обожествленных вождей (освященных христианской формулой смирения и покаяния «раб Божий») понимались славянами как краеугольные камни дружбы Русской Прибалтики с представителями иных рас, в частности с германцами. Из этого текста следует, что славяне не считали германцев представителями своей расы (существует мнение, что германцы пришли из Азии). Однако все славяне тогда входили в Русь, независимо от места проживания, и, естественно, соприкасались с другими народами. Стремление жить в дружбе с ними и заставило отлить в мастерской храма Арконы фигурку Одина, а затем в качестве обмена священными реликвиями передать ее на время в храм Ретры.

Итак, этой последней, как и ряда других кирилловских надписей, М. Жункович не заметил. Хочу обратить внимание на то, что, с одной стороны, кирилловские надписи мельче рунических, а с другой – и это важнее – исследователи были не готовы встретить кириллические тексты в храме Ретры. Такова была сложившаяся на протяжении примерно 200 лет традиция германских штудий по изучению славянского наследия. На самом деле (обращаю на это внимание читателя!) на большинстве славянских изделий существовали надписи кириллицей по-русски. Русский язык еще с палеолита считался международным евразийским языком. Лишь со временем его вытеснили латынь и греческий.

118
 

Итак, перед нами вовсе не славянский бог, а РАБ БОЖИЙ ОДИННЕМЕЦ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНОЙ РАСЫ. Возникает вопрос, мог бы немец А. Г. Маш, если бы он прочитал такое, согласиться с трактовкой германцев как европейских инородцев? Однако от потрясения своим «варварским происхождением» (о чем прекрасно были осведомлены римляне, считавшие германцев, но не славян, варварами) Маша уберегло неверное чтение. Мы еще раз убеждаемся в том, что, когда славянскую историю начинают реконструировать немцы, из их собственного НЕМЦА ОДИНА выходит славянский НЕМИЗА. Так что Мартин Жункович лишь некритически повторил эту нелепость А. Г. Маша, полагая, будто Маш досконально разобрался в славянской эпиграфике.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СЛОЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

«Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае оно
соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь “образованного сословия” с собственностью
была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1-4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели
собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные:

Инженеры. В МПС начальники линий получали 12 - 15 тыс. р. в год, начальники служб - 5,4 - 8 , начальники телеграфа - 3,3 - 4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4-8 тыс., средние чины - 1,4 - 2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться.

Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1-2 тыс. р. в год, 25,2% - 2-3 тыс., 27,9% - свыше 3 тыс.

Медики. Земские врачи получали 1200-1500 р. в год, фельдшера - от 500-600 до 200-300, фармацевты - в среднем 667,2 (92, 5% их получали менее 1200 р.
в год).

Учителя. Преподаватели средней школы с высшим образованием зарабатывали от 900 до 2500 р. (со стажем в 20 лет), без высшего
образования - 750-1550. Пенсии их (после 20 лет стажа) составляли 1800 и 1100 р. соответственно. Учителя городских начальных школ получали в среднем (1911 г.) 528 р. (женщины - 447), сельских - 343 и 340 соответственно. В 1913 г. 70,9% из них получали в год свыше 200 р. Есть также данные о заработках народных учителей 180-300, 250-300, а иногда
даже 48-60 р. в год.

Журналисты провинциальной прессы зарабатывали, как правило, 600-1200 р. в год, но четверть из них получали доход свыше 1200 р.,
а небольшая часть (1/6) - менее 360 р. Заработки столичных литераторов и журналистов, сотрудников ведущих газет, были намного больше.

Военные. Оклады младших офицеров составляли 660-1260 р. в год, старших - 1740-3900, генералов - до 7800. Кроме того, выплачивались квартирные деньги: 70-250, 150-600 и 300-2000 р. соответственно.

Художники. Руководители мастерских Академии художеств имели оклады в 2400 р. в год, профессора - 2000, преподаватели - 400- 2800. В провинциальных училищах преподаватели искусств получали 1200 р. и казенную квартиру, в прочих учреждениях живописцы и архитекторы получали от 500 до 1600 р. Известные же художники зарабатывали до 12 тыс. р. и более.

Актеры. На провинциальной сцене актеры получали, как правило, 1200-1800 р. в год, что превышало актерские оклады в государственных театрах. Минимальным окладом на казенной сцене считался оклад 600 р. При этом оклады наиболее видных актеров императорских театров достигали 12 тыс. р. Адвокаты имели годовой доход 1-2 тыс. р. (7, 9%), 2-10 тыс. (84, 7%) и даже 10-50 тыс. (7, 4%). Профессора вузов получали не менее 2000 р. в год, в среднем 3-5 тыс., иногда до 12 тыс.

В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.). Лишь некоторые низшие категории этого слоя: учителя сельских начальных школ, фельдшера и т.п. — имели заработки, сопоставимые с основной массой населения. При выслуге установленного срока службы пенсия назначалась в размере полного оклада жалованья. Так что благосостояние среднего представителя образованного слоя в полной мере позволяло ему поддерживать престиж своей профессии и отвечало представлениям о роли этого слоя в обществе».

Сергей Владимирович Волков – «Интеллектуальный слой в советском обществе. Глава I. Интеллектуальный слой в дореволюционной России».

История Российской Империи

Картина дня

))}
Loading...
наверх