Красные и белые. Сражения солдатиков

Вступление


Советская власть в начальный период своей деятельности придавала большое значение воспитанию будущего поколения. Поэтому особое внимание уделялось игрушке как одному из инструментов воспитания. Конечно, технологических возможностей чаще не хватало, чем хватало в этот период, но с 1930 г. начинает издаваться даже журнал «Советская игрушка». Естественно, кукол и солдатиков на тему Гражданской войны стали выпускать еще с двадцатых годов.

Красные и белые. Сражения солдатиков

 

Обложка журнала «Декоративное искусство СССР».
№9. 1959

До нас дошло немного солдатиков из металла 30-х годов: это были всадники в буденовках, которых можно было отнести как к солдатам 30-х, так и воинам Гражданской войны, а также фигурки казаков: со знаменем и без. Все эти фигурки жили и в 40-е, но производители их почти неизвестны, за исключением фабрики Изобразительных искусств парка культуры и отдыха им. Горького.

Как мы писали в статье на «ВО» про русских богатырей, в основе этих фигурок была нюрнбергская миниатюра, конечно, по форме, но не по содержанию, массовое производство не давало возможности проработать детали, как того требует «нюрнберг».

Массовое производство начинается с 50-х годов ХХ в., страна смогла немного вздохнуть после напряжения предвоенных и военных лет и начать уделять внимание другим сферам производства, кроме тяжелой промышленности, впрочем, без неё не могли бы и существовать другие производственные отрасли.

«Красная Армия всех сильней!»


Завод металлических изделий (ЗМИ-1) выпускал металлических всадников: казаков и красных кавалеристов, которые впоследствии, в 60-80-х, будут выпускаться в пластике. Позднее на базе этого завода будет создано объединение «Прогресс».

Вот солдатики-игрушки для малышей, такие еще выпускались в серой резине в буденовке и папахе:


Матрос и буденовец для малышей ФХИ (фабрика художественных изделий, г. Москва)

Одним из первых наборов объединения «Прогресс» наравне с набором «Русские воины» был пластиковый набор «Чапаевцы» в красном цвете. Стоимость его была 80 коп., количество всадников – восемь. Это были игрушки, сделанные на основе матриц металлических солдатиков 50-х годов ЗМИ-1. Поэтому фигурки были смазанные, если папахи были туда-сюда, то буденовки больше напоминали шапочки.


«Чапаевцы». Завод «Прогресс»

В 1969 г. было принято решение о начале выпуска таких же фигурок на Одесской металлогалантерейной фабрике, они продавались и набором, и раздельно по 12 коп. в ларьках «Союзпечать», я, например, приобретал свои там.

Вначале они производились только красными, а потом и в других цветах, что давало возможность в игре использовать не только «красных» — красных, но и их противников – синих или зеленых.



«Конница Чапаева». Одесская металлогалантерейная фабрика

Позднее в красном цвете стали выпускать такой же набор «Чапаевцев» на Московском заводе игрушек «Кругозор». Как мы писали в предыдущей статье, в СССР солдатики выпускались гигантскими, миллионными тиражами.

Ещё один очень популярный набор «Чапаевцы» выпускался на заводе «Прогресс» в красном цвете и дублировался в Одессе на металлогалантерейной фабрике в разных цветах.

В этом наборе была тачанка с «Анкой-пулеметчицей».

Автором этого набора был известный скульптор Зоя Васильевна Рылеева (1919-2013 гг.), создатель скульптур на ВДНХ и памятников советским воинам в России и за рубежом.


«Чапаевцы». Одесская металлогалантерейная фабрика

Тачанка из этого набора также продавалась отдельно.

А вот еще один очень популярный набор, который наверняка был у каждого мальчишки, «Конница Будённого» или «Будённовцы», красные всадники, среди них был и знаменосец. Производились в Одессе.


«Буденновцы». Одесская металлогалантерейная фабрика

А вот в Харькове производили аналогичных солдатиков, но в других позах и из хрупкой, розового цвета пластмассы. У них часто ломались подставки.

Еще там же, на фабрике пластмассовых изделий ММП УССР выпускали тачанки с тремя, а не двумя лошадьми.


«Буденновцы». Фабрика пластмассовых изделий, г. Харьков

Вот такие тачанки выпускали в СССР:

Сверху вниз:Астрецовская фабрика металлической игрушки; фабрика пластмассовых изделий (г. Харьков); ЛПО «Игрушка» (г. Ленинград)

Оригинальностью отличались, если так можно выразиться, говоря про слабо проработанные в художественном отношении изделия, фигурки красной конницы, производимые на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области.

Повторимся, что именно эта маловыразительность и меньшие по количеству выпуски по сравнению с производством в Москве и Одессе делает их очень популярными среди коллекционеров.

Когда мы писали про «русских богатырей», то отмечали, что в рамках принятых взглядов на изображение в этот период солдатики отличались какой-то необычайной, порой неестественной экспрессией. От фигурок создается впечатление, что все они мчатся на сумасшедшей скорости. Все изображения носят героико-эпический характер, а позы у всадников — как у памятников героям, даже тачанка изображена как на картине знаменитого баталиста М. Герасимова: мчится на огромной скорости и запряжена великолепными конями. Хотя тачанки были всего лишь средством доставки, это к слову.

Важнее, что при общем рассуждении о реализме, больше того, именно в период т. н. социалистического реализма, с художественной точки зрения новые солдатики недалеко ушли от их собратьев 50-60-х годов, может, более четко были определены только формы. Но ни о каком реализме, конечно же, речь тут не идет, особенно в сравнении с солдатиками, производившимися в США, ну и в Европе, где стремление к реализму было безусловным: вооружение и внешний вид соответствовали текущим историческим представлениям. Если говорить о Гражданской войне в США, то солдатики здесь прорабатывались детально.

Конечно, были хорошие художники, были халтурщики, которые штамповали даже безликие памятники воинам Великой Отечественной, но в целом к детализации и реализму особо не стремился никто, эти моменты скрывались за художественной экспрессией.

Так же выглядит и набор, сделанный знаменитым автором советских солдатиков и игрушек скульптором Б. Д. Савельевым. (Борис Дмитриевич Савельев ушел из жизни в этом году.)

В 70-е годы он сделал для Астрецовской фабрики много комплектов солдатиков: кавалерия 1812 г., воины средних веков и всадники-буденновцы. Собственно, набор производился из 6 всадников и одной тачанки, они располагались на пластиковой подставке и имели упаковку.

«Конная армия» — из ЦАМ (сплав цинка, алюминия и магния). В отличие от воинов средних веков, она была менее хрупкой.

Мы уже писали о том, что Астрецово – это русский центр производства жестяной игрушки, просуществовавший около 100 лет.


«Конная армия». Астрецовская фабрика металлической игрушки

Эти же всадники, созданные скульптором Савельевым, выпускались из серой пластмассы на ЛПО «Игрушка» в Ленинграде.

Когда речь идет о Гражданской войне, вспоминаются обычно солдатики-всадники, хотя выпускались и пешие воины, но они существенно уступали первым в количестве и популярности.

Первый такой металлический набор производил «Прогресс»: он стоил 1 руб. 30 копеек и состоял из 10 солдатиков, назывался «Солдаты революции».


«Солдаты революции». Завод «Прогресс»

Еще два металлических набора выпускалось на Ленинградском карбюраторно-арматурном заводе им. Куйбышева В.В., в красочных подарочных упаковках: «Матросы Октября» и «Революционные матросы». Стоил набор 1 руб. 60 коп. Автором этих фигурок был скульптор Л. В. Разумовский.


«Матросы Октября». ЛКЗ

В начале 90-х стало развиваться направление военно-исторической миниатюры (ВИМ), где в кустарных условиях началось производство металлических фигурок, в том числе и посвящённых Гражданской войне (многие из них достигли вскоре высочайшего качества). Конечно же, больше всего интерес вызывала «белая» тема, так как она была долгое время под определенным запретом.

А вот солдатики, а тем более по теме Гражданской войны, стали сразу не актуальны. И здесь точно нет злого умысла. Тенденция на отказ детей играть в солдатики началась на Западе в середине 70-х. годов, пресловутая антивоенная пропаганда игрушек, как представляется, не играла сильной роли. Ключевым здесь были новые герои кино и телевидения и игры, уход в «виртуальную» действительность. Солдатики навсегда уходят из детских игр в область игр взрослых, становятся предметами масштабной реконструкции и коллекционирования.

Компания «Ура», созданная в 2004 г., попыталась переломить тенденцию, но увы, массовым продуктом ее солдатик не стал. Эта компания, цель которой — не просто производство солдатиков из металла, но и развитие патриотического воспитания, впервые в нашей стране создала много солдатиков по разным направлениям русской истории.

Эта первая компания, сделавшая "белых".


Белые. Фирма «Ура»

Также «Ура» сделала солдатиков по теме контрреволюции: басмачей и сражающихся с ними бойцов Красной армии. В образах некоторых угадываются известные персонажи из советских «истернов».


Красный боец и басмач. Фирма «Ура»

А вот фирма «Инженер Басевич» из С.-Петербурга начала свою деятельность уже в ХХI в. с создания нескольких наборов из пластмассы, и это, можно сказать, был настоящий прорыв.

Были выпущены воины 54-мм размера на следующие темы: набор №1 «Красная Армия», набор №1 «Красная армия», продолжение, набор №2 «За веру, царя и Отечество», набор № 3 «Контрреволюция».


«Красная армия», смешанный набор. «Инженер Басевич»

Особенно интересен последний набор, в котором есть такие колоритные персонажи, как Махно или Абдулла из культового фильма «Белое солнце пустыни» режиссера В. Мотыля.


«За веру, царя и Отечество». «Инженер Басевич»

И вот в 2019 г. эта компания выпустила красных всадников. Всадники выполнены очень качественно, возможно, есть вопросы по лепке лошадей, но впервые в нашей истории, точнее, истории «солдатикостроения», произошел выпуск внятных и качественных фигурок по Гражданской войне.


«Красная конница». «Инженер Басевич»

«Гражданская война» за границами России


А выпускались ли солдатики на тему русской гражданской войны в других странах?

Самый культовый набор на эту тему выпускала знаменитая итальянская фирма «Атлантик» в 70-е – начале 80-х годов.

«Атлантик» выпускал огромное количество наборов на разные темы: современные армии, индейцы и ковбои (культовый набор «Буффало Билл»), замечательные наборы по античности, не было у компании только фигурок по средневековью. Выпускали даже троянского коня, правда, в масштабе 1:72.

Были четыре набора на предмет революций и «революций» ХХ века: Гитлер, Муссолини, Мао и русская революция.


«Русская революция». «Атлантик», Италия

Среди фигурок итальянцы сделали и Ленина со Сталиным.

Конечно, в мире коллекционеров всегда будет идти эстетический спор о скульптурах «Атлантик». Поклонники «Эластолина» всегда свысока будут смотреть на эту компанию, но «Атлантик» оставил свой яркий след в истории солдатиков.

Еще одна компания выпускает и сегодня два набора на тему Гражданской войны в России — «Armies in plastic», это компания из Нью-Йорка, США.

Она делает наряду с «любимыми» американскими наборами об американской революции наборы на тему колониальных войн, в том числе и США, войн Наполеона, Крымской войны и даже Русско-японской войны.

И также два набора, посвящённого гражданской войне в нашей стране, она как раз делает белых, впрочем, эти же «белые» фигурируют и в наборах, посвящённых Русско-японской войне, а всадники, еще и в Крымской.


Гражданская война в России. «Armies in plastic»

Где-то в 2012-2013 гг. в КНР было восстановлено производство «Конницы Будённого» из Одессы, но уж слишком страшно они выглядели. Думается, этот набор не нашел своего покупателя.

Этим, впрочем, производство солдатиков в других странах, на рассматриваемую нами тему и ограничивается.

Я всегда сетовал, что в СССР выпускались в основном только «наши», а противников было мало, по всем солдатским темам, а тут вот американская компания, «Armies in plastic», выпускала почти пятнадцать лет 54-мм объемную пехоту и всадников. противникам которых не было… до появления воинов «Инженера Басевича».


«Военная тайна». «Инженер Басевич»

Послесловие


Безусловно, работа компании «Инженер Басевича» — настоящий прорыв в области создания солдатиков по гражданской войне и революции, нам представляется, что наборы, которые выпускались в СССР, имеют огромное историческое и культурологическое значение, несомненно, они представляют огромный интерес как объект коллекционирования.

Оставим в стороне художественную часть, но вот «сражаться» с ними или реконструировать события того периода совершенно невозможно.

В то время как в США тема гражданской войны, пожалуй, — тема номер один. Огромное количество компаний выпускало и продолжает выпускать солдатиков по этому событию, более того, наши российские компании, которые стали выходить на американский рынок, тоже создают наборы по американской гражданской войне. Здесь хочется отметить, что эта гражданская война была самой кровопролитной войной в ХIХ в., жертвами которой, по скоромным подсчетам, стало не менее 900 тысяч людей убитыми и ранеными.


Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой». 1966. Реж. Серджио Леоне

Можно возразить, что наша гражданская война не окончена, она лишь перешла в стадию «холодной».

Тем не менее, движение коллекционеров солдатиков, коллекционеров солдатиков Гражданской войны в США охватывает огромное количество участников и обществ: они не делят солдатиков на «северян» и «южан», а интересуются военной историей, изучают её, что свидетельствует о зрелости общества.


Гражданская война в США, различные фигурки. Britains. Компания номер один в мире солдатиков

Возможно, и новый интерес к солдатикам у нас будет способствовать созданию таких обществ, движений, где уровень изучения военных действий в период Гражданской войны в России поднимется на иной уровень, а «игра на столе» даст возможность почти реально приобщиться к тем событиям.

Продолжение следует…
Автор:
Ващенко Э.
Источник ➝

Мем о Гильгамеше

Необходимые пояснения:

1. Шумерская цивилизация, по некоторым данным, считается самой древней в мире. Это значит, что, в отличие от тех же греческих мифов, шумерские легенды дошли до нас примерно в таком виде:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Разумеется, в таких случаях очень хорошо работает фирменная авторская стратегия “Напихать данные из противоречащих источников в одну кучу и игнорировать противоречия”.

2. Персонажей много, но не пугайтесь - я постараюсь добавлять мнемонические правила для запоминания особо сложных имен

3. Для привлечения внимания и большего охвата аудитории младшего школьного возраста в каждой части будет присутствовать как минимум одна голая женщина.

 

***

 

Жил-был Гильгамеш, богатырь шумерский.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

И да, он был очень силен. Так же силен, как 1024 Мельгамеша. Для лучшего представления силушки Гильгамеша в мозгу массового читателя давайте сравним ее с каким-нибудь хорошо известным эталоном. Например, с силушкой Геракла. Наш аналитический отдел провел исследование и выяснил, что скорее всего Гильгамеш был сильнее. Потому что Геракл, как известно, был полубог, а Гильгамеш был дветретибог (слово запатентовано)

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Как вообще возможен концепт дветретибога? Давайте заглянем в генеалогическое древо Гильгамеша и посчитаем стрелочки:

1. Мать Гильгамеша - Нинсун, богиня, покровительница пастухов

2. Отец Гильгамеша - Лугалбанда, человек, покровитель людей со странными именами.

Не сошлось? Это потому что мы не ту генетику использовали, Мендель, отстань.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Гигльгамеш, как и любой человек, был составлен из трех частей - плоти, крови и святага духа. Плоть и кровь достались от матери, а дух - от человека-отца. Вот теперь сошлось.

 

Итак, Гильгамеш был силен. А еще он был правителем города Урук. Хорошим ли был Гильгамеш царем?

 

Очень хорошим. Мужчины в Уруке постоянно работали и ходили в походы, то есть всячески развивались как личности. А девушек Гильгамеш забирал для своих утех, чтобы они ни в коем случае не пали жертвами прокрастинации. Пользуясь случаем, давайте рассмотрим утехи, существовавшие в Шумере в те времена:

 

Шумерские утехи

 

1. Ур. Вы когда-нибудь играли в новую настолку, где происходит вот это?

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Вот так и в игре Ур. До сих пор никто не восстановил точных правил и все придумывают свои интерпретации.

2. Опиум. Шумеры выращивали опиумный мак и называли его “растением радости”. Судя по названию, они знали, что с ним делать.

3. Пиво. Пиво подавалось на завтрак, обед и ужин.

4. Большая и чистая любовь. Правитель был обязан каждый год жениться на новой девушке для большой и чистой любви. Шумеры верили, что постоянная любовь правителя - залог плодородной земли.

 

***

 

Нам остается только гадать, какими утехами занимался Гильгамеш с молодыми девушками. Но плодородило знатно.

Казалось бы - чего еще желать шумерскому народу, все при деле. Но старшее поколение Урука все равно ныло, что Гильгамеш забирает их детей и возвращает обратно немного попорченными. А как известно, если ты живешь в очень древние времена и много ноешь - то боги тебе помогут.

Помочь народу Урука решила богиня Нинхурсаг. И она сделала это своим фирменным способом:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Происхождение людей по версии шумеров

Также известно как “самая реалистичная версия происхождения людей”

 

Давным-давно были только боги. Которые отнюдь не обладали способностью нарушать законы сохранения материи и создавать все что угодно из воздуха. Поэтому им приходилось работать, чтобы иметь возможность покушать нектар и амброзию пиво и хлеб. И вот однажды богам пришла замечательная мысль: можно сделать каких-нибудь рабов, чтобы не работать самим.

Занялись этим проектом бог вод Эа и его жена Нинхурсаг. Сперва они напились пива для усиления фантазии, а потом стали лепить людей из глины. Люди получались некрасивые, несимметричные, и иногда с неполным набором конечностей. Но Эа и Нинхурсаг очень старались.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Вернемся к основному сюжету. Нинхурсаг вспомнила молодость, пошла к реке, помыла руки и вылепила из глины нечто.

 

В качестве образца для лепки Нинхурсаг взяла обычного человека. Но в припадке фантазии она добавила ему волос по всему телу и дала ему социальные навыки для общения с животными, а не с людьми. Назвала она свое творение Энкиду, и был он из-за своей звериной природы такой же сильный, как и Гильгамеш.

Просто сбросить Энкиду на голову Гильгамешу показалось богам слишком простым планом. Поэтому зверочеловек был предоставлен самому себе и поселился у водопоя, где стал защищать зверей от охотников. Один из охотников не слишком этому обрадовался и пришел за советом к Гильгамешу. Владыка Урука немного подумал и изрек свою мудрость:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Гильгамеш вызвал к себе самую красивую блудницу из храма… (пауза для осмысления)... и приказал ей идти с охотником и соблазнить лесного человека. Звали ее Шамхат.

 

Мнемоническое правило для запоминания Шамхат

 

Как шахматы, только согласные в середине поменять местами. А можно не менять - в некоторых источниках идет Шахмат (видимо по той же причине простоты запоминания, ученые тоже люди). В любом случае, нам гораздо проще запомнить это имя, чем шумерам, у которых не было шахмат. Но не будем решать проблемы шумеров с запоминанием, мы тут уже и так забыли, кто такая Нинхурсаг.

 

***

 

Охотник и Шамхат добрались до водопоя. И охотник сказал блуднице:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

История умалчивает, сколько женщин соблазнил охотник этой великолепной фразой. Шамхат разделась догола и предстала перед Энкиду.

 

И он был очарован. На шесть дней. На седьмой день Энкиду устал от очарования и силы покинули его. Но зато появился разум. Как видите, появление разума у мужчин сразу после процесса очарования было открыто еще в древнем Шумере.

 

Шамхат посоветовала зверочеловеку пойти жить в город, как все нормальные люди. Потому что в городе цивилизация.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Энкиду согласился и пошел с Шамхат к людям.

 

У декабристов был прекрасный план. Февральская революция тому примером. А вот реализация подкачала

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх