Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Необычная история»
Вы хотите запомнить сайт «Необычная история»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

развернуть

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

А. Романченко

по научно популярной книге авторов: А.А.Бычков, А.Ю.Низовский,

П.Ю. Черносвитов

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

А теперь обратимся к такой стороне исторических изыс­каний, как исследование археологических памятников. Се­годня вряд ли надо кому-нибудь доказывать, что без изуче­ния археологических памятников невозможно получить до­статочно полную картину прошлых исторических эпох.

Для дописьменного периода истории это всегда было очевид­ным, для письменного, возможно,'требует некоторых по­яснений. Дело в том, что письменные документы в боль­шинстве случаев говорят нам о событиях своего време­ни — что, когда, где и с кем произошло. Мы имеем в виду не только собственно летописи или

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

исторические хроники.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

Изложениям событий, пусть и частного характе­ра, посвящена и личная переписка людей, в чем может убедиться каждый, кто сам писал кому-то письма. Описа­ние же. быта, нравов, обычаев — вещь, достаточно редко встречающаяся, и, как правило, только в тех случаях, ког­да автор данного текста пишет о новом для себя месте, стране, людях, то есть чаще всего — в описаниях чьих-то путешествий.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

Понятно, что документов такого рода суще­ствует сравнительно немного, и сегодня большинство из них историкам известны. Но как проверить их достовер­ность, как убедиться, что автор каждого такого документа описал реальную картину существования той страны, того народа, о котором он писал?

Именно это и помогает нам выяснить археология. В отли­чие от информации, получаемой из большинства письмен­ных источников, информация археологическая бессобы- тийна. Не в том, конечно, смысле, что она ничего не го­ворит о жизни прошлого. Ведь и само по себе, например, сооружение кургана над чьим-то погребением — тоже не­кое действие, событие. Но кто он, тог человек, который похоронен в этом кургане, кто те люди, которые этот кур­ган насыпали? В подавляющем большинстве случаев эти вопросы остаются без ответа, независимо от того, к какой именно эпохе относится изучаемый курган. А вот саму ис­торическую эпоху как раз археология и определяет, хотя существование курганного обряда захоронения в степной и лесостепной зонах Евразии известно не одну тысячу лет. Он появился примерно в конце IV тысячелетия до н. э. и существовал до средневековья. Более того, именно архео­логия помогает нам понять, к какому социальному слою принадлежит погребенный, а стало быть, подсказывает нам сложность социальной структуры данного общества. И она же позволяет нам разделить курганные могильники од­ной эпохи по ряду черт захоронений и составу погребально­го инвентаря на отдельные группы, каждая из которых ос­тавлена людьми определенной этнической принадлежности.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги.

Понятно, что все это относится и к любым другим ти­пам погребальных памятников, а их, самых различных, су­ществовало (да и сейчас существует) масса. Как только не хоронили покойников! В пещерах, на вершинах гор, на де­ревьях, под полами жилиш, на специальных кладбищах, в ямах больших и малых, лежа на спине, лежа на боку, по отдельности каждого или в одном месте всей семьей, со­храняя тело, расчленяя тело, кладя его в гробу строя для него домик, сооружая сложную подземную катакомбу, сжигая тело, ссыпая пепел в яму, ссыпая его в урну — все это невозможно перечислить! И это хорошо, поскольку само разнообразие способов погребений дает возможность археологам выделять по ним определенные исторические эпохи и, опять же, определенные этносы.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

Но назвать эти этносы сама археология не может. Она должна сопоставить результаты своих исследований с данными письменных ис­точников, найти какие-то «зацепки» в описании времени и места протекания определенных событий, времени и места - сушеетвования на территории этих памятников конкретных племен или народов — и тогда изученные могильники об­ретут свое «историческое лицо», хотя каждый из погребен­ных в них вряд ли «персонифицируется».

Или, скажем, в процессе раскопок какого-то древнего поселения или города может выявиться мощный г.орелый слой — несомненный след крупного пожара, уничтожив­шего этот город. Понятно, что это тоже след некоего собы­тия. Но что вызвало пожар древнего города — стихийное бедствие, случай неаккуратного обращения с огнем или вражеское нашествие? На этот вопрос археология сама, без обращения к письменным источникам, как правило, ответить не может.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

И все-таки археология многое может в исследователь­ском плане. Именно она дает нам возможность изучить ма­териальную культуру любой исторической эпохи, понять уровень экономического, социального и даже духовного развития древнего общества, интенсивность его связей с другими территориями и народами и даже узнать, с каки­ми именно. Но за исключением тех, достаточно редких слу­чаев, когда в самом археологическом памятнике обнаружи­ваются прямые письменные свидетельства того, как это ме­стообитание называется — например, каменная стела со сводом законов данного города или славословия в честь его основания, — археологический памятник остается бе­зымянным. И исследователи должны приложить массу уси­лий для его отождествления с каким-то из городов пись­менной истории. Зато, когда это удается, сама письменная история обретает, наконец, зримые, вещественные под­тверждения, в том числе и такие, как завоевание или раз­гром какого-то города в таком-то году — в виде остатков грандиозного пожара, брошенных вещей в жилищах, тру­пов людей на улицах и т.д.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА АРХЕОЛОГИЯ

Кроме того, археология, если обобщать результаты ее исследований в глобальных масштабах, позволяет нам по­лучить такую незаменимую в изучений истории вещь, как относительную хронологию культур\ Последнюю образно можно представить как сеть, «провязанную» по горизонтали и по вертикали. По горизонтали — синхронными слоя­ми различных памятников, расположенных на самых раз­личных территориях. Сама же эта синхронность устанавли­вается найденными в слоях этих памятников однотипными или просто одинаковыми предметами. Дело в том, что ни одно общество, начиная примерно с эпохи энеолита (вре­мя первого появления медных или простейших бронзовых орудий), не жило в полной изоляции от других, за исклю­чением географических изолятов — на Крайнем Севере, в высокогорных областях, на островных территориях. Все же остальные в той или иной степени всегда участвовали в обмене какими-то материальными ценностями с соседями, с соседями своих соседей и т-Д- В итоге многие вещи рас­пространяются на громадные расстояния от места своего производства, частично оседая в соответствующих слоях археологических памятников, позволяя их тем самым син­хронизировать.

Другой вариант: особенно понравившиеся привозные вещи начинают копироваться местными масте­рами — конечно, в тех случаях, когда в данной культуре уже есть мастера, владеющие соответствующими техноло­гиями, И вот подражания импорту начинают распростра­няться, по новой, иногда довольно обширной территории, совсем'не. соприкасающейся с исходной, в культуре кото­рой «родилась» та первая вещь-образец, вещь-эталон для подражания. Для археологии же это очень ценная ситуа­ция, поскольку она также позволяет синхронизировать культуры, существовавшие на разных, иногда очень отда­ленных друг от друга территориях, — разумеется, с учетом определенного «запаздывания» в появлении и распростра­нении подражаний.

По вертикали же сеть относительной хронологии «про­вязывается» мощными многослойными археологическими памятниками тида древних и долгоживущих городов. Разу­меется, раскопки последних — занятие чрезвычайно тру­доемкое и методически сложное: ведь в большинстве случа­ев слои не отделены друг от друга стерильными прослой­ками. Скорее, наоборот, деятельность более позднего времени нарушает культурные напластования предыдущих эпох бесчисленными перекопами, выбросами и т.п. Поэто­му археологические раскопки таких объектов — отнюдь не любительское занятие, они требуют огромного внимания и тщательности, и вообще по методическим приемам они сродни криминалистической экспертизе. Но в итоге мы мо­жем составить вертикальную колонку сменяющих друг дру­га культур, каждая из которых характеризуется своим на­бором типичных предметов и сооружений самого разного назначения, которые могут сравниваться с таковыми, най­денными на других археологических памятниках.

https://history.wikireading.ru/275597

Так вот, сочетание вертикальных колонок с горизон­тальными синхронными слоями и дает нам глобальную сеть относительной хронологии, проиллюстрировать которую можно следующим образом (рис. 0.1). А так как многие ар­хеологические памятники достаточно верно отождествлены с историческими городами, то построенная таким образом сеть дает возможность с помощью археологического материала рткоррктировать последовательность главных эпохальных событий письменной истории.


Опубликовал Александр Романченко , 06.01.2019 в 18:17
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Жеребцов
Александр Жеребцов Михаил Михеев 7 января, в 01:47 И это есть наша история. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Михеев
Михаил Михеев Александр Жеребцов 7 января, в 08:54 Вся история Руси составлена на основе Повести Временных Лет, написанной намного после описанных в ней событий и не имеющая реальных подтверждений. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Ачаев
Михаил Ачаев Александр Жеребцов 7 января, в 11:10 Так вы атеисты?
Как интересно! (с)
Текст скрыт развернуть
0
Борис Виленский
Борис Виленский 6 января, в 23:55 Археолог должен обладать интуицией, обширными знаниями и честностью. Шлиман, увы, этим не обладал. Он принёс археологии больше вреда , чем пользы. Текст скрыт развернуть
1
Михаил Михеев
Михаил Михеев Борис Виленский 7 января, в 00:12 Археолог может всем этим обладать - но такую чушь замутить... Текст скрыт развернуть
0
Борис Виленский
Борис Виленский Михаил Михеев 7 января, в 00:19 Археологи разные бывают. В науке обитают как гении, так и дураки. Текст скрыт развернуть
1
Михаил Михеев
Михаил Михеев Борис Виленский 7 января, в 00:30 Ну почему же. Рассмотрим гипотетический пример: останки двух воинов на месте боя за какую-нибудь деревню. По типу доспехов, остаткам одежды и вооружения с большой долей вероятности можем определить, что это воины двух разных государств, один эту деревню защищал, другой штурмовал, и находятся они социально примерно на одном уровне. Но у одного меч (точнее, его ржавый остов) - сыромятина, у другого - металл с поверхностным упрочнением. Может ли археолог сделать вывод о том, что второй жил в государстве с более высоким технологическим уровнем, либо более богатым, которое могло позволить себе вооружить солдат оружием более качественным, чем противник? Текст скрыт развернуть
0
Борис Виленский
Борис Виленский Михаил Михеев 7 января, в 00:36 Пример очень конкретный. Но, как правило, есть ещё много мелочей, которые являются косвенными уликами. На 100% вам никто не скажет. Хороший меч на Руси действительно стоил целое состояние и им обладали элитные воины, у призванных в ополчение князя оружия было проще и дешевле. Так было всегда. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Михеев
Михаил Михеев Борис Виленский 7 января, в 00:43 Хорошо. То есть как вариант можно сказать, что погибший был не рядовым воином и на основании этого сделать вывод о том, как нерядовые воины этого государства в то время вооружались-одевались. Логично? Текст скрыт развернуть
0
Борис Виленский
Борис Виленский Михаил Михеев 7 января, в 00:50 Конечно. Но читать здесь лекции не продуктивно и затратно по времени. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Михеев
Михаил Михеев Борис Виленский 7 января, в 00:59 Ну, я вам их и не читаю. Я вообще-то о другом. Мог быть, как вариант, такой процесс. Оружие, вполне себе рядовое, при гибели владельца падает в выгребную яму или кучу навоза. Далее идет процесс естественного азотирования - сиречь один из вариантов поверхностного упрочнения, металлургам того времени отлично известный и, кстати, доживший до наших дней. Естественно, за столько лет навозная куча разложится полностью, но металл следы "обработки" сохранит. И, следовательно, логика заведет археолога совсем в другую степь. Я это к тому веду, что интерпретация данных здесь настолько субъективна и, вдобавок, не учитывает сопутствующих факторов, что даже самый замечательный археолог накрутит такого, что Шлиман отдыхает. А учитывая, что Шлиман все же открыл свою Трою, остальные, чье имя не на слуху, автоматически выглядят не слишком удачливыми и просто ему завидуют. Текст скрыт развернуть
0
Александр Жеребцов
Александр Жеребцов Борис Виленский 7 января, в 01:00 "у призванных в ополчение князя оружия было проще и дешевле."с - на основании чего сей ваш вывод? Текст скрыт развернуть
-1
Борис Виленский
Борис Виленский Михаил Михеев 7 января, в 01:05 Зависть не знакома для настоящего учёного. Он исповедует истину. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Михеев
Михаил Михеев Борис Виленский 7 января, в 01:09 Ой-ой-ой. Уж мне-то сказки не рассказывайте. Текст скрыт развернуть
0
Борис Виленский
Борис Виленский Михаил Михеев 7 января, в 01:12 Я к вам не стучался и вопросов не задавал. Текст скрыт развернуть
0
Александр Жеребцов
Александр Жеребцов Борис Виленский 7 января, в 01:38 "Зависть не знакома для настоящего учёного. Он исповедует истину." - ха-ха-ха! Самое большее собрание кляуз в советское время было именно от "настоящих учёных"!   )))))) Текст скрыт развернуть
1
Александр Жеребцов
Александр Жеребцов Борис Виленский 7 января, в 12:06 Можно добавить и Картера. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Михеев
Михаил Михеев Александр Жеребцов 7 января, в 12:41 Спокойно. Человек не понимает: абсолютной истины пока не найдено. Текст скрыт развернуть
0
Михаил Михеев
Михаил Михеев 7 января, в 00:04 Гробокопатели, да. И предлагают верить на слово. Последнее несколько настораживает. Текст скрыт развернуть
1
Лебедев Алексей
Лебедев Алексей 27 января, в 17:22 midgard-svaor.comДревнерусские похороны. А как же быть с тем, что источники сообщают об обряде ингумации у русов, а не об обряде кремации, как это показано на рисунке? Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 40

Поиск по блогу

Последние комментарии

Александр Алтынников
Правда о Рюрике... https://youtu.be/bjl1sAGkB3E
Александр Алтынников О РОДОНАЧАЛЬНИКЕ РУССКОМ ГОСТОМЫСЛЕ
Запомнить
Читать
Читать