Японская "правда" о войне с Россией. Как японцы отражали "русскую агрессию" в Маньчжурии

В советской историографии было принято мнение, что война с Японией стала позором для царской России и предпосылкой первой русской революции. Что Японская империя разгромила огромную Российскую империю из-за бездарной российской военно-политической верхушки и превосходства японцев в военном искусстве, технике и управлении. В современной России создан миф о том, что главные причины поражения – это внешние силы (Англия и США), российская либеральная общественность, недовольная войной и революционеры, которые ввергли империю в смуту и не дали стране победить.
В Японии же создан миф о «русской агрессии» и «упреждающем ударе» по России. 

Японская "правда" о войне с Россией. Как японцы отражали "русскую агрессию" в Маньчжурии


 

Японская «правда»


Японский взгляд на войну хорошо показан в японских художественных фильмах. Вершина японской пропаганды фильм «Император Мэйдзи и русско-японская война». Японцы сразу же называют «причину» войны: оказывается, это «русская агрессия»! Русская империя протягивает свои лапы к Маньчжурии и готовится захватить Японию! Значительную часть времени правительство и общественное мнения давят на императора, который якобы не хочет воевать и до последнего надеется на компромисс. Императору ничего не остаётся, как начать превентивную войну с «русскими агрессорами». Интересно, что после развала СССР в Западной Европе активно распространяется миф со схожими мотивами. Мол, проклятые большевики во главе с «кровавым Сталиным» планировали захват Европы, но ему помешал Гитлер, который нанес упреждающий удар по СССР.

Таким образом, в войне виновата не Японская империя, которая без объявления войны атаковала русский флот, а империалистическая Россия, готовящая захват Японии. Доказательствами служит продвижение русских войск в Северо-Восточном Китае, строительство КВЖД и Порт-Артура. 

Сама война показана плохо. Много пафоса, японского патриотизма. Больше всего внимания уделено битве за Ляоян. При этом создан стереотип, которым можно будет отметить и в последующих работах: японские солдаты самоотверженно штурмуют хорошо подготовленные русские позиции и массами гибнут от огня русских пулеметов. Количество пулеметов просто фантастическое. Однако всё-таки японские войска героически побеждают. В том же духе показаны и бои за Порт-Артур, только атаки идут зимой. Схема такая же: японцы атакуют волнами, лезут под пулеметы (чудовищные потери в духе «трупами завалили»), тащат на высоты пушки и побеждают благодаря самоотверженности и высокому боевому духу. В итоге добивают эскадру Рожественского в Цусимском сражении. Россия униженно подписывает мир. Японский народ ликует и празднует, император скорбит о павших. Хотя в реальности японцы, обманутые своей пропагандой о легкости победы и воплями о том, что «русские за всё заплатят», и увидев, насколько небольшими были успехи, стоившие таких огромных людских и материальных жертв, устроили беспорядки и бунты. Японским властям пришлось «затягивать гайки». Но об этом лубочная пропаганда умалчивает. 

В 1969 г. вышел фильм «Битва в Японском море», он, по сути, повторяет в главном «Императора Мейдзи». Только акцент сделан не на сухопутном театре, а на морском. В фильме рассказывается на фоне общего хода войны о подготовке и ходе Цусимского морского сражения. Начало почти такое же: на фоне карты Маньчжурии диктор пафосно рассказывает о том, как европейские великие державы ввели в Китай войска для защиты своих посольств во время восстания боксёров, но только Россия оставила их и стала наращивать. Мол, проникновение русских в Маньчжурию угрожало национальным интересам Японии. Об агрессивной захватнической политики Японии в Китае и Корее — ни слова. Далее, как по отработанной схеме, совещание у императора, решение нанести упреждающий удар по России, пока она не слишком усилилась на Дальнем Востоке. О роли Англии и США ни слова, как и том, что Япония сыграла роль «тарана» Запада, выдавливая русских с Дальнего Востока. 

Сцены битв практически без изменений. Японцы снова храбро атакуют русские позиции, их косят из пулеметов. Тут даже форму русским шить не стали (в фильме «Император Мейдзи» русские были в голубых мундирах и папахах а-ля казаки). Русские солдаты тут ходят в той же самой японской форме, что и все, только японцы с желтыми отличиями, а русские — с красными. Кстати, русского флага в этой версии истории не существует. Его роль выполняет исключительно Андреевский флаг. Снова показаны самоубийственные атаки японцев на укрепления Порт-Артура. Цусимское сражение. Также в фильм введена второстепенная линия с японским разведчиком Акаси, большим поклонником русской культуры. Роль японских спецслужб в войне и революции в России показана грубо. Вроде встречи Акаси с русскими революционерами в лице бородача в кожанке с фамилией Серьяк. Революционер принимает японское золото. Как японский агент упоминается и Ленин. Подразумевался под Акаси японский военный атташе в России полковник Мотодзиро Акаши, который действительно давал деньги эсерам и национальным сепаратистам. 

Ещё один схожий «шедевр» японской пропаганды – это фильм «Высота 203» (1980 г.). Снова враньё о подготовке России к нападению на Японию. Якобы русские начали экспансию в Маньчжурию и Корею, чтобы ограбить их, а затем перейти к Японии. Поэтому Японии пришлось влезть в Маньчжурию, чтобы защитить порог империи от жадного северного соседа. Сильно преувеличена «лучшая крепость в мире» Порт-Артур, снова масса пулеметов (через полтора метра, их не было столько во всей русской армии). Показаны гранаты, которых тогда, особенно зажигательных, не было. У русских снова серо-голубая форма. Снова японские командиры заваливают русские позиции телами. В целом фильм слабый, крови и трупов много, правды мало. 

Таким образом, японцы в духе Голливуда выстроили вполне определённую картину. «Миролюбивые» японцы, не щадя жизней, отражают экспансию «северных медведей» в Маньчжурию, «защищают» Японию. 

Почему Россия проиграла войну


Основная причина в том, что Япония была готова к войне, а Россия нет. После вмешательства России и других европейских держав в японо-китайскую войну, когда Японию лишили значительной части плодов её победы, а русские приобрели Ляодун с Порт-Артуром, японская пропаганда превратила Россию в главного врага империи восходящего солнца. Японское самолюбие было унижено, вся страна от школьника до императора понимала, что этот вопрос можно решить только силой оружия. И вся империя принялась лихорадочно готовиться к войне с Россией. При этом Япония заключила союз с Англией в 1902 г. и заручилась политической и финансово-материальной поддержкой США. Англия и США хотели выбить русских с Дальнего Востока. Япония выступила в роли их «тарана». Одновременно западная финансовая олигархия профинансировала российское революционные движение, то есть удар подготовили извне (Япония) и изнутри («пятая колонна»).

Японцы были нацией-воином, самураями. Древняя воинская традиция, воспитание, весь уклад жизни были направлены на развитие горячей любви к родине и императору. Высокий уровень образования облегчал военное обучение, давал грамотных солдат и матросов. Существовала система воинского воспитания, выращивания военной элиты. Японская верхушка была национальной, волевой, дисциплинированной, энергичной, решительной, готовой на всё ради интересов империи. Культивировалась широкая инициатива. 

В период 1898-1903 гг. Запад помог Японской империи создать первоклассный броненосный флот, перевооружить и обучить по передовым европейским стандартам (германская школа) армию. Всё это совершенно ускользнуло от внимания русской разведки и дипломатии. Япония была готова выставить 520 тыс. бойцов – молодых, хорошо обученных, вооруженных и фанатично преданных императору. Офицеры отлично знали будущий театр боевых действий – Корею, Маньчжурию и Ляодун, где они уже воевали в 1894 г., и который отлично изучили. По сути, на Китае японцы уже отрепетировали как будут воевать с русскими: внезапное нападение, разгром и изоляция флота, завоевание господства на море, высадка десантной армии и захват Порт-Артура. А в Петербурге всё это проморгали, будучи уверенными, что японские «макаки» (как их презрительно называли в высших салонах Петербурга) не посмеют атаковать могущественную Российскую империю. 

Японская разведка, включая тайные общества, работающие на империю, была лучшей в Азии. Она отлично знала обстановку в Китае, Муньчжурии, Корее и русском Дальнем Востоке. Японская разведка даже наладила контакты с русским революционным подпольем, «пятой «колонной», финансировала Первую русскую революцию. Японский Генштаб был создан по образцу германского и хорошо усвоил германские доктрины и методики, как положительные так и отрицательные. Стоит отметить, что японский генералитет использовал германские навыки, но без инициативы, фантазии, если бы на месте осторожных русских генералов были полководцы суворовского типа, то японцам пришлось бы очень плохо. Японцы хорошо изучили опыт Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. и Турецкой кампании 1877 гг., и пришли к заключению, что в лице русской армии они не встретят выдающегося противника. Возможности Сибирского железного пути были японцами недооценены – японский Генштаб считал, что русские не успеют раньше чем за 6 месяцев сосредоточить в Маньчжурии более 150 тыс. солдат. Они полагали возможным пропуск одной пехотной дивизии в месяц и три пары воинских эшелонов в сутки, и ошиблись втрое. 


То есть японское командование исходило из двух «фактов»: русские войска невысокого качества и они малочисленны. В подсчёте русской армии японский Генштаб ошибся в начале войны вдвое, затем и в трое. В конце войны русские войска уже имели двойное превосходство. Японцы избежали полного разгрома и уничтожения на материке только из-за пассивности русского командования, которое разучилось воевать по-суворовски. Только благодаря плохому управлению наша армия не одержала победу в Маньчжурии. 

Русская армия и флот заплатили кровью за бездарную политику Петербурга


Эти ошибки (как и ошибки японского генералитета уже в ходе самой войны) могли стать для Японии роковыми, если бы фантастическая неготовность России к войне на Дальнем Востоке. Петербург и российское общество были заражены пацифизмом, в большую войну со времен Гаагской конференции на Дальнем Востоке не верили, всерьёз не думали. Военное министерство во главе с Куропаткиным, министерства иностранных дел и финансов, что войны с Японией не будет, поэтому нет нужды выделять дополнительные силы и ресурсы для укрепления обороноспособности дальневосточных рубежей. Провидцев вроде адмирала Макарова всерьёз не принимали, считали чудаками. Всё внимание и силы, как раньше, были сосредоточены на западной границе. 

Силу Японии серьёзно недооценивали. Прошедшие качественные изменения в японских вооруженных силах проворонили. Сначала даже считали, что с японцами справятся одни войска Приамурского округа. Затем их решили в случае войны усилить резервными корпусами из Сибирского и Казанского округов, и, наконец, более качественными корпусами из Киевского и Московского округов. Порт-Артур к длительной обороне не подготовили, не создали мощный укрепрайон в самом узком месте Ляодунского полуострова. Флот был ослаблен разделением сил: крейсера базировались во Владивостоке, а главные силы – броненосцы и минная флотилия, были переведены в Порт-Артур. Новая база была мелководной и совершенно необорудованной, отсутствовали доки и мастерские, и небольшие повреждения могли обездвижить броненосцы. Русский генералитет со времен войн с Наполеоном, и как хорошо показали Восточная и Турецкая войны, серьёзно деградировал. Утратил инициативу, решительность, стал пассивным и боязливым. Это были генералы мира, а не войны. 

Недооценка противника сыграла свою роль и в провале российской дипломатии. Министерство иностранных дел России затягивало переговоры с Японией о разделе сфер влияния на Дальнем Востоке. Японию не считали великой державой и не воспринимали всерьёз. Поэтому, когда Токио известил наше правительство о разрыве дипломатических отношений, в Петербурге даже не поняли, что это война и необходимо приводить армию и флот в полную боевую готовность. И атака японских миноносцев русской эскадры в Порт-Артуре стала для Петербурга шоком. В итоге русская армия и флот расплатились большой кровью за неудачную политику Петербурга в Азии.
Источник ➝

Мем о Гильгамеше

Необходимые пояснения:

1. Шумерская цивилизация, по некоторым данным, считается самой древней в мире. Это значит, что, в отличие от тех же греческих мифов, шумерские легенды дошли до нас примерно в таком виде:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Разумеется, в таких случаях очень хорошо работает фирменная авторская стратегия “Напихать данные из противоречащих источников в одну кучу и игнорировать противоречия”.

2. Персонажей много, но не пугайтесь - я постараюсь добавлять мнемонические правила для запоминания особо сложных имен

3. Для привлечения внимания и большего охвата аудитории младшего школьного возраста в каждой части будет присутствовать как минимум одна голая женщина.

 

***

 

Жил-был Гильгамеш, богатырь шумерский.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

И да, он был очень силен. Так же силен, как 1024 Мельгамеша. Для лучшего представления силушки Гильгамеша в мозгу массового читателя давайте сравним ее с каким-нибудь хорошо известным эталоном. Например, с силушкой Геракла. Наш аналитический отдел провел исследование и выяснил, что скорее всего Гильгамеш был сильнее. Потому что Геракл, как известно, был полубог, а Гильгамеш был дветретибог (слово запатентовано)

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Как вообще возможен концепт дветретибога? Давайте заглянем в генеалогическое древо Гильгамеша и посчитаем стрелочки:

1. Мать Гильгамеша - Нинсун, богиня, покровительница пастухов

2. Отец Гильгамеша - Лугалбанда, человек, покровитель людей со странными именами.

Не сошлось? Это потому что мы не ту генетику использовали, Мендель, отстань.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Гигльгамеш, как и любой человек, был составлен из трех частей - плоти, крови и святага духа. Плоть и кровь достались от матери, а дух - от человека-отца. Вот теперь сошлось.

 

Итак, Гильгамеш был силен. А еще он был правителем города Урук. Хорошим ли был Гильгамеш царем?

 

Очень хорошим. Мужчины в Уруке постоянно работали и ходили в походы, то есть всячески развивались как личности. А девушек Гильгамеш забирал для своих утех, чтобы они ни в коем случае не пали жертвами прокрастинации. Пользуясь случаем, давайте рассмотрим утехи, существовавшие в Шумере в те времена:

 

Шумерские утехи

 

1. Ур. Вы когда-нибудь играли в новую настолку, где происходит вот это?

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Вот так и в игре Ур. До сих пор никто не восстановил точных правил и все придумывают свои интерпретации.

2. Опиум. Шумеры выращивали опиумный мак и называли его “растением радости”. Судя по названию, они знали, что с ним делать.

3. Пиво. Пиво подавалось на завтрак, обед и ужин.

4. Большая и чистая любовь. Правитель был обязан каждый год жениться на новой девушке для большой и чистой любви. Шумеры верили, что постоянная любовь правителя - залог плодородной земли.

 

***

 

Нам остается только гадать, какими утехами занимался Гильгамеш с молодыми девушками. Но плодородило знатно.

Казалось бы - чего еще желать шумерскому народу, все при деле. Но старшее поколение Урука все равно ныло, что Гильгамеш забирает их детей и возвращает обратно немного попорченными. А как известно, если ты живешь в очень древние времена и много ноешь - то боги тебе помогут.

Помочь народу Урука решила богиня Нинхурсаг. И она сделала это своим фирменным способом:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Происхождение людей по версии шумеров

Также известно как “самая реалистичная версия происхождения людей”

 

Давным-давно были только боги. Которые отнюдь не обладали способностью нарушать законы сохранения материи и создавать все что угодно из воздуха. Поэтому им приходилось работать, чтобы иметь возможность покушать нектар и амброзию пиво и хлеб. И вот однажды богам пришла замечательная мысль: можно сделать каких-нибудь рабов, чтобы не работать самим.

Занялись этим проектом бог вод Эа и его жена Нинхурсаг. Сперва они напились пива для усиления фантазии, а потом стали лепить людей из глины. Люди получались некрасивые, несимметричные, и иногда с неполным набором конечностей. Но Эа и Нинхурсаг очень старались.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Вернемся к основному сюжету. Нинхурсаг вспомнила молодость, пошла к реке, помыла руки и вылепила из глины нечто.

 

В качестве образца для лепки Нинхурсаг взяла обычного человека. Но в припадке фантазии она добавила ему волос по всему телу и дала ему социальные навыки для общения с животными, а не с людьми. Назвала она свое творение Энкиду, и был он из-за своей звериной природы такой же сильный, как и Гильгамеш.

Просто сбросить Энкиду на голову Гильгамешу показалось богам слишком простым планом. Поэтому зверочеловек был предоставлен самому себе и поселился у водопоя, где стал защищать зверей от охотников. Один из охотников не слишком этому обрадовался и пришел за советом к Гильгамешу. Владыка Урука немного подумал и изрек свою мудрость:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Гильгамеш вызвал к себе самую красивую блудницу из храма… (пауза для осмысления)... и приказал ей идти с охотником и соблазнить лесного человека. Звали ее Шамхат.

 

Мнемоническое правило для запоминания Шамхат

 

Как шахматы, только согласные в середине поменять местами. А можно не менять - в некоторых источниках идет Шахмат (видимо по той же причине простоты запоминания, ученые тоже люди). В любом случае, нам гораздо проще запомнить это имя, чем шумерам, у которых не было шахмат. Но не будем решать проблемы шумеров с запоминанием, мы тут уже и так забыли, кто такая Нинхурсаг.

 

***

 

Охотник и Шамхат добрались до водопоя. И охотник сказал блуднице:

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

История умалчивает, сколько женщин соблазнил охотник этой великолепной фразой. Шамхат разделась догола и предстала перед Энкиду.

 

И он был очарован. На шесть дней. На седьмой день Энкиду устал от очарования и силы покинули его. Но зато появился разум. Как видите, появление разума у мужчин сразу после процесса очарования было открыто еще в древнем Шумере.

 

Шамхат посоветовала зверочеловеку пойти жить в город, как все нормальные люди. Потому что в городе цивилизация.

Мем о Гильгамеше (часть первая) Гильгамеш, Шумеро-Аккадская мифология, Длиннопост

Энкиду согласился и пошел с Шамхат к людям.

 

У декабристов был прекрасный план. Февральская революция тому примером. А вот реализация подкачала

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх