"России нужно наконец признать свои преступления". Миф о геноциде финнов

«России нужно наконец признать свои преступления», — требуют в Финляндии. В финском обществе создан миф о геноциде финнов в сталинском Советским Союзе. Цель — очернение СССР-России. Мол, русские покаются, а затем можно и потребовать компенсаций, репараций и отдачи «оккупированных территорий».

"России нужно наконец признать свои преступления". Миф о геноциде финнов


 

Миф о геноциде финнов в СССР


В книге «Убитые Сталиным» рассказываются истории репрессированных финнов, которые проживали в Мурманске. Финский исследователь Тарья Лаппалайнен (Tarja Lappalainen) считает, что в преддверии и во время советско-финских войн 1939 – 1940 гг.
и 1941-1944 гг. в СССР происходил геноцид финнов.

Истории репрессированных типичные. Мы уже не раз слышали подобное от российских демократов и либералов, когда рассказывали о судьбе «невинно репрессированных» малых народов или «прогрессивной» интеллигенции. Мол, финнов изгоняли из домов и поселений, их имущество разграбили, в лагерях пытали и расстреливали, они умирали от болезней, большую часть депортированных финнов «заморили голодом по приказу Сталина».

Таким-то образом у финнов отобрали собственность и будущее. Вывод делается соответствующий:
«России нужно наконец признать свои преступления — полное уничтожение процветающего финского сообщества, которое состояло из поселившихся на побережье Мурманска в середине XIX века финнов и их потомков».


Это уже не первая подобная работа. Ранее вышла книга финского историка Осси Камппинена: «Страх и смерть в награду. Финские строители советской Карелии». В ней автор пишет о судьбе финнов в Карелии, которые сбежали из Финляндии или приехали строить новый мир и были уничтожены в «сталинской мясорубке». Также отмечается, что это стало одной из причин страха и ненависти к русским и создания «правой» (по сути, фашистской. – Авт.) Финляндии, которая якобы выстояла в Зимней войне с СССР.


Приспущенные флаги Ингерманландии, Финляндии и Восточной Карелии в знак протеста против депортаций ингерманландцев. Хельсинки. 1934 г.


Из истории финнов в России


Колонизация Кольского полуострова финнами, норвежцами, саамами и карелами относится к середине XIX в. Она была связана с голодом и другими неблагоприятными факторами в Финляндии и политикой местных и центральных властей России, заинтересованных в освоении удаленной территории. Правительство Александра II предоставляло переселенцам льготы. Переселенцы вели изолированный образ жизни и предпочитали не смешиваться с русскими; в подавляющем большинстве они не подверглись ассимиляции, сохранили культуру, язык и религию. Поэтому уже в это время в России появилось мнение о «финской угрозе» в северной части империи.

После революции 1917 года большинство финских колонистов осталось на Кольском полуострове, а приток финнов продолжился. К примеру, в район Мурманска бежали «красные финны», ставшие жертвами белого террора в Финляндии. При этом правительство Ленина оказывало полную поддержку национальным меньшинствам, в основном за счёт «великорусских шовинистов». Как показало будущее – развал СССР в 1985 – 1991 гг., эта политика была ошибочной либо сознательно закладывала «мину» под будущее СССР-России. Убежденный государственник Сталин был прав, когда предлагал ограничиться «автономией» малых народов, и создавать советское государство как Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, куда все остальные должны были войти на правах автономий.

Всего в Ленинградско-Карельском регионе (Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Череповецкая губернии и Карелия) в 1926 году насчитывалось свыше 15,5 тыс. финнов. Основная часть финской общины (71 %) проживала в Ленинградской губернии и Ленинграде 15 % (2327 чел.), остальные в Карелии и Мурманской губернии. В рамках политики поощрения малых народов в 1930 году в Мурманском округе был образован Финский национальный район. Финны вместе с саамами, норвежцами и шведами составляли подавляющее большинство населения района. Официальными языками в районе были финский и русский. Финские коммунисты занимали руководящие посты в этой территориальной единице.

Первые депортации финнов из Мурманской области начались в связи с политикой коллективизации и имели классовые мотивы. Дальнейшие переселения финнов были связаны с военно-политическими причинами – враждебностью финского государства, войнами с Финляндией и приближением мировой войны. В 1936 году на Карельском перешейке по инициативе командования Ленинградского военного округа было произведено переселение всего гражданского населения из предполья и ближайшего тыла строящегося Карельского укрепрайона. А в Мурманской области строились базы Северного флота. Кроме того, при правительстве Сталина изменилась национальная политика. Опасные заигрывания с национальными меньшинствами (за счёт русских) закончились. Сталин, как специалист в этом вопросе, прекрасно видел угрозу в развитии национальных автономий, республик и интеллигенции, в национализме. Все национальные автономии и республики развивались в ущерб русской государственности, за счёт русского народа. При этом создавалась угроза распада державы по национальному признаку, чем непременно воспользовались бы враги России (как и произошло позднее, в 1991 году).

Переселения – обычная практика в мировой истории


Ещё со времен Хрущева, а затем горбачёвской «перестройки» и ельцинской «демократизации» Сталина стали обвинять в насильственной депортации, геноциде малых народов. Мол, Иосиф Виссарионович выступал как великорусский шовинист либо просто садист и маньяк, репрессируя и уничтожая нацменьшинства в СССР.


При этом профессиональные обличители и гуманисты умалчивают о том факте, что принудительные, вынужденные переселения – это стандартный метод в мировой истории. Депортации по этническому и религиозному признаку проводились в древние (Ассирия, Вавилон) и средние века (реконкиста в Испании, депортации и геноцид мавров, морисков, марранов), в новой (геноцид, выселение и замена коренного населения англосаксами в Северной Америке или Австралии) и новейшей истории. Сталин тут не новатор. Ничего не изменилось и в настоящее время. Только о депортациях в новейшей истории обычно умалчивают, так как не было команды «фас». К примеру, прямо сейчас турецкая армия проводит военную операцию в Сирии и создает на своей границе буферную зону, выселяя курдов, которых заменят на арабских беженцев, которые скопились в турецких лагерях. Схожую политику проводит Иран на подконтрольных территориях в Ираке и Сирии, куда переселяют шиитов, заменяя суннитов. Несколько лет назад, когда возник «чёрный халифат», его строители-сунниты уничтожали, изгоняли и замещали представителей других народов и религий в Ираке и Сирии – шиитов, курдов, друзов, христиан и т. д.

В современной Европе под мантры о «гуманизме», «правах человека», «мультикультурализме» и «толерантности» глобалисты и либералы замещают вымирающее и стареющее коренное население на выходцев из Азии и Африки. При этом при нынешних темпах вымирания коренных европейцев и растущей волны миграции с Юга на Север радикальная смена национального и религиозного состава народонаселения Западной Европы произойдет очень быстро по меркам исторических процессов, всего через одно – два поколения.

А депортация народов и национальных общин во время Первой и Второй мировых войн (а также в предвоенный период и после войн) – это вообще обычная практика. Австро-Венгрия депортировала русинов-русских в западно-русских областях, многие погибли в концлагерях. Османская империя под видом переселения настоящий геноцид армян и других христиан. После Первой мировой войны сотни тысяч турок были депортированы из Греции, из Малой Азии (Турции) в Грецию. Массовые депортации производились на развалинах Австро-Венгерской империи и Балканах. Около миллиона немцев выселили и выгнали из новых прибалтийских государств.

Самая «свободная» в мире страна в 1942 году насильственно переместила (интернировала) всю японскую общину – около 120 тыс. человек, когда на США напала Япония. Японцев, большинство из которых были американскими гражданами, переселили с западного побережья Штатов в концлагеря. Мотив – военная угроза. Американские власти не верили в лояльность этнических японцев. Мол, они преданы императорскому престолу и «опасный элемент», и могут поддержать десант японской армии на западном побережье США. Также были объявлены «враждебными иностранцами» итальянские и немецкие иммигранты. Схожая ситуация была и в Канаде, где интернировали 22 тыс. лиц японского происхождения. Их выселили из провинции Британская Колумбия (на побережье Тихого океана) и разместили в 10 лагерях. Про «американский и канадский ГУЛАГ» на Западе предпочитают не вспоминать.

После разгрома Третьего рейха из Чехословакии выгнали немцев. И в «цивилизованной» Чехии над немцами (в основном это были обычные мирные люди) издевались, грабили и убивали. И «просвещенный» европеец, чешский президент и организатор депортации Бенеш призывал: «Забирайте у немцев всё, оставляйте им лишь носовые платки, чтобы в них плакать». В 1945—1946 годах из Чехословакии было депортировано более 3 млн. человек. Тысячи немцев были убиты, искалечены и изнасилованы. Не считая огромного материального ущерба.

В России часто вспоминают депортации Сталина, но при этом редко можно услышать о вынужденных переселениях в правление царя Николая II. Основным мотивом выселения людей был военный. Ещё до начала мировой войны в Академии Генштаба считали, что идеальной средой для противника является этнически однородное и говорящее на одном языке население. Этой же точки зрения придерживалось верховное командование (эту же точку зрения разделяли и военно-политические круги и в остальных воюющих державах). В частности, «резервом врага» считались немцы и евреи. С началом войны русские власти приступили к арестам и высылкам подданных Германии, Австро-Венгрии и Османской империи. Их из Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Новороссии, Волыни, Польши и Прибалтики выселяли в дальние внутренние губернии. Новая волна выселений началась в 1915 году, во время успешного наступления австро-германской армии.

Таким образом, основной причиной депортации была военная угроза, переселяли «политически неблагонадежных» граждан. Также существовал экономический фактор — боролись с «немецким засильем» в аграрном секторе экономики в западной части империи.

Почему депортировали финнов


Ответ — в политике и военной угрозе СССР со стороны Западной Европы и Финляндии. Стоит помнить, что когда Финляндия получила независимость, то власть захватили националисты («белые финны»). Они тут же начали строить «Великую Финляндию» за счёт России. Финляндия претендовала на Карелию, Кольский полуостров. Финские радикалы мечтали об Ингерманландии (Ленинградская область) и дойти Белого моря и даже до Северного Урала. В Первой советско-финской войне 1918—1920 гг. финны выступили как агрессоры. В результате по Тартускому договору Финляндия аннексировала принадлежавшую России стратегически важную территорию в районе Печенги.

Вторая советско-финская война 1921—1922 гг. была организована финнами с целью захвата русских земель. В дальнейшем произошла фашизация Финляндии. Финская верхушка готовилась к войне с СССР на стороне Запада (Англии и Франции, либо Германии). Третья советско-финская война шла в 1939—1940 гг. В условиях надвигавшейся мировой войны Москва с 1938 года вела с Финляндией многоэтапные секретные переговоры с целью улучшить обороноспособность северо-западных границ, Ленинграда, который географически находился в крайне уязвимом положении. Необходимо было отодвинуть границу от второй столицы Союза. Советское правительство предлагало финнам в обмен вдвое большую территорию в Карелии (та самая территория, которую финны безуспешно пытались захватить в двух первых войнах) и экономическую компенсацию. После отказа Финляндии и началась Зимняя война. Москва решила вопрос военным путем. Во время Великой Отечественной Финляндия воевала на стороне Третьего рейха и потерпела поражение.

Таким образом, действия Москвы по выселению финской общины из опасного приграничного региона, где находятся важные военные объекты, — это обычная мировая практика. Различные национальные «автономии», как показывает опыт развала СССР и развитие нацвопроса в РФ, — это угроза существования единой державы. Особенно эта угроза возрастает в условиях приближения большой войны. И Москва решила этот вопрос. Также стоит отметить, что при Сталине депортации проводились на высоком уровне: организация и обеспечение всем необходимым (часто уже в условиях войны), минимальные потери. А как проходили депортации «по-европейски»? В той же Чехии: неорганизованность, которая убивает ещё больше людей, чем штык или пуля, зверства, издевательства над представителями других наций, грабежи.

Также Финляндии стоит чаще вспоминать о своих преступлениях, чем искать «соломинку» в России. Хельсинки надо помнить о репрессиях и терроре белофиннов в отношении красных финнов и русской общине Финляндии после революции. О попытках создать «Великую Финляндию» за счёт русских земель, что привело к четырем войнам. О правлении финских радикалов, националистов и фашистов. О войне на стороне Гитлера и финских концлагерях.

Суть нынешних информационных вбросов о «русских варварах» и сталинской мясорубке», идущих по разным каналам и направлениям, очевидна. Это продолжение информационной войны против России и русских. Отсюда требования «признать свои преступления». В дальнейшем потребуют официального пересмотра итогов Великой Отечественной войны с репарациями и контрибуциями, территориальными изменениями в пользу «невинных жертв» русской (советской) агрессии. То есть происходит информационная подготовка к окончательному будущему решению «русского вопроса».
Источник ➝

Барон Роман Унгерн: взлет и падение монгольского «бога войны»

Барон Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг был потомком древнего германского рыцарского рода. Несмотря на это, барон всеми фибрами души презирал западную цивилизацию и считал европейцев вырожденцами. Мечтой Унгерна было установление всемирного господства «желтой расы» и Гражданская война в России позволила ему начать воплощать свои безумные идеи в жизнь.

В монгольских степях Романа Федоровича боготворили и считали реинкарнацией Чингисхана, а буддийские ламы воспевали его как божество войны. Унгерну удалось захватить власть в Монголии и собрать армию для завоевания Европы.

Этот «крестовый поход» стал одним из наиболее ярких и абсурдных эпизодов, которыми богата история России в первые годы после Октябрьского переворота.

Родился Роман Унгерн, настоящее имя которого было Николай-Роберт-Максимилиан фон Унгерн-Штернберг, в Австрии. Детство будущего повелителя монголов прошло в Прибалтике, где жило несколько поколений его предков, остзейских немцев. Когда мальчику было 6 лет, его родители развелись и отца ему заменил отчим, с которым у Романа были отличные отношения.

В юные годы Унгерн не отличался примерным поведением и тягой к учебе, поэтому старания родителей дать ему хорошее военное образование закончилось провалом. Юношу отчислили из Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге за своевольное поведение и морской офицер из него не получился.

Как только грянула Русско-японская война, Унгерн записался вольноопределяющимся в пехотный полк и отправился на фронт. Но судьбе было угодно, чтобы потомок немецких рыцарей избежал японской шрапнели: воинское подразделение Унгерна не участвовало в боевых действиях, а находилось в резерве.

Юный барон настоял, чтобы его перевели ближе к театру боевых действий и его просьба была удовлетворена. К огорчению Романа, пока происходил его перевод, война завершилась поражением Российской империи. Но в действующей армии Унгерн получил погоны ефрейтора и, главное, желание стать офицером.

Уже без приключений остепенившийся Унгерн окончил Павловское пехотное училище и в чине хорунжего был зачислен в 1-й Аргунский полк Забайкальского казачьего войска. Именно с этого момента и начинается самое интересное в его насыщенной событиями жизни.

Среди сослуживцев Роман Унгерн имел не слишком хорошую репутацию. Сослуживцы барона вспоминали о нем как о вспыльчивом, агрессивном человеке, к тому же злоупотребляющим алкоголем. Напившись, хорунжий становился обидчивым и неуправляемым, устраивая ссоры и отчаянные драки.

Унгерн в мундире Нерчинского казачьего полка

Во время одной из потасовок он получил саблей по голове, из-за чего всю оставшуюся жизнь мучился головными болями. Иван Кряжев, один из сослуживцев Унгерна по 1-му Аргунскому полку позднее вспоминал о нем так:

Барон вел себя так отчужденно и с такими странностями, что офицерское общество хотело даже исключить его из своего состава… Унгерн жил совершенно наособицу, ни с кем не водился, всегда пребывал в одиночестве. А вдруг, ни с того ни с сего, в иную пору и ночью, соберет казаков и через город с гиканьем мчится с ними куда-то в степь – волков гонять, что ли. Толком не поймешь. Потом вернется, запрется у себя и сидит один, как сыч.

Но, несмотря на неуживчивый характер и странности, Унгерна в полку уважали. Этого человека отличала настойчивость, прямолинейность и необычное, плохо объяснимое, с точки зрения логики, чутье. Однажды Роман Унгерн поспорил с офицерами, что, не зная дороги и без сопровождения проводников, проедет от Даурии до Благовещенска. Свое слово барон сдержал и все 600 верст дикой тайги преодолел за оговоренное время.

В 1913 году Роман Федорович внезапно охладел к военной службе и уволился из армии. Но его не привлекала ни яркая столичная жизнь, ни размеренные будни прибалтийского помещика. Барон отправился в путешествие по Монголии и вернулся из него, лишь получив известия о начале Первой мировой войны.

Атаман Леонид Пунин

В 1915 году, не имевший боевого опыта Унгерн, каким-то образом сумел попасть в Отряд особой важности атамана Леонида Пунина, который в имперской армии считался подразделением специального назначения. Основной задачей отряда было ведение партизанской подрывной деятельности в тылу врага.

Но Унгерн полностью оправдал доверие Пунина и в 1916 году за проведение эффективных боевых операций получил звание есаула. Барон Петр Врангель, которому предстояло вскоре возглавить белое движение, столкнулся с Унгерном в полевых условиях и оставил о нем такое воспоминание:

Оборванный и грязный, он спит всегда на полу среди казаков своей сотни, ест из общего котла и, будучи воспитанным в условиях культурного достатка, производит впечатление человека, совершенно от них оторвавшегося. Оригинальный, острый ум, и рядом с ним поразительное отсутствие культуры и узкий до чрезвычайности кругозор. Поразительная застенчивость, не знающая пределов расточительность…

Но застенчивость есаула Унгерна была обманчивой. Вскоре после встречи с Врангелем казачий офицер был приговорен к двум месяцам тюрьмы за драку с дежурным офицером военной комендатуры города Черновицы (ныне Черновцы, Украина).

Как водится барон был пьян и, не желая подчиняться требованию находившегося при исполнении офицера, ударил того по голове. Для военного времени это был более чем серьезный проступок, но есаула решили строго не наказывать. К тому времени Унгерн уже имел пять боевых наград и столько же ранений. После освобождения из-под ареста барон был уволен из полка за недостойное поведение.

Но все только начиналось, ведь вскоре грянула сперва Февральская, а затем и Октябрьская революция. Такие люди, как Роман Федорович Унгерн стали на вес золота, ведь именно бесшабашные авантюристы стали движущей силой Белой гвардии.

В первые же послереволюционные дни Унгерн с группой казачьих офицеров отправился к Байкалу, где формировал свою армию Григорий Семенов. Хорошо знакомый с бароном казачий атаман принял его с распростертыми объятьями и тут же выдал погоны генерал-лейтенанта. Перед Унгерном поставили серьезную задачу — сформировать Азиатскую конную дивизию, способную эффективно противостоять большевикам.

Неплохо ориентировавшийся в местном населении барон сделал костяком своей дивизии монголов и бурят, которых знал как отличных воинов и искусных наездников. Кроме них в отряде служили башкиры, тибетцы, корейцы, татары, поляки, казаки и даже сорок японцев. Все командные должности в дивизии занимали русские офицеры.

Желтый халат-мундир барона Романа Унгерна

От своих подчиненных Унгерн требовал совсем немного — отчаянной храбрости и беспрекословного подчинения. Ротмистр Николай Князев, служивший в дивизии с первых дней ее основания, рассказывал, что генерал Унгерн говорил о своих бойцах так:

Мне нужны лишь слепые исполнители моей воли, которые выполнят без рассуждения любое мое приказание, к примеру, не дрогнув, убьют даже родного отца.

И, нужно сказать, Роману Федоровичу удалось набрать достаточно таких головорезов. Когда в конной дивизии было 2400 бойцов, барон, с минимальными припасами выдвинулся в военный поход и за небольшой промежуток времени захватил всю Даурию. По сути, Унгерн стал правителем Забайкалья и единственной властью в регионе.

Уже упомянутый нами Князев в своих воспоминаниях писал, что дисциплина в 1-й Азиатской дивизии была железной, чему немало способствовала атмосфера недоверия. Унгерн поощрял наушничество, поэтому его подчиненные без зазрения совести доносили друг на друга. Самого барона боялись, так как считали, что он водится с нечистой силой. Монголы были уверены, что их командир неуязвимый «бог войны» и дорогу в даурской степи ему помогают отыскать дикие волки.

За мелкие грехи в дивизии наказывали бамбуковыми палками, а за более серьезные — смертью. Унгерн славился своей изобретательностью в придумывании казней и редко повторялся. Людей расстреливали, четвертовали, разрывали лошадьми, сажали на кол или сжигали живьем. С пленными генерал также не церемонился и оставлял их трупы на видном месте для устрашения.

Дивизию барона повсюду сопровождали стаи шакалов, волков и птиц-падальщиков, что лишь укрепляло веру людей в сверхъестественную силу генерала. Немало поспособствовал усилению авторитета барона его брак с маньчжурской принцессой, заключенный в 1919 году — после этого он стал «своим» в монгольских стойбищах.

В перерывах между боями и казнями Унгерн обдумывал свою идею «крестового похода» на Европу, которая, по его мнению, осквернила себя роскошью и торгашеством. В планах мечтателя было создание новой монгольской империи от Тихого и Индийского океана до последнего моря, к которому так и не сумел дойти Чингисхан.

Урга начала XX века

Загоревшись своей идеей, генерал бросает борьбу с большевиками и вместе со своей дивизией отправляется штурмовать захваченную китайцами столицу Монголии Ургу (сейчас Улан-Батор). Этот город, напоминавший огромное стойбище, был резиденцией Богдо-Гэгэна — теократического руководителя страны и главы монгольских буддистов.

В отряде Унгерна было всего 1460 человек, в то время как в Урге расположился 10-тысячный китайский гарнизон с пулеметами и артиллерией. Совершив две тщетные попытки захватить город, барон перешел к партизанской войне. Его поддержали буддийские ламы, приславшие на подмогу отряд тибетцев, а также монгольские князья-нойоны, объявившие мобилизацию среди своих подданных.

За день до решающего штурма Роман Федорович отправился на разведку лично, верхом и переодевшись в монгольскую одежду. Барон беспрепятственно въехал в город, пообщался со слугами китайского губернатора и осмотрел снаружи его дом. Напоследок он ударил тростью заснувшего на посту китайского часового, объяснив ему на его же языке, что так делать нельзя. После этих отчаянных приключений Унгерн спокойно покинул Ургу и вернулся к своему небольшому войску.

Богдо-Гэгэн VIII

4 февраля 1921 года отряд Унгерна снова пошел на штурм Урги и после кровопролитных уличных боев овладел городом. Первым делом в столице вырезали всех евреев, а их имущество разграбили. 22 февраля произошла коронация Богдо-Гэгэна VIII, которого барон сделал повелителем Монголии. Разумеется, Роман Унгерн получил фактическое право управления страной от имени марионеточного правителя.

К весне армии Унгерна удалось полностью выбить китайцев из Монголии и пришло время воплотить в жизнь основной замысел — поход на Европу. 15 мая 1921 года Роман Федорович издает «Указ №15», объявляющий начало похода в Россию.

В подчинении у барона, которого к тому времени уже считали великим полководцем и воплощением Чингисхана, было более 11 тысяч вооруженных всадников 15 разных национальностей. Первоначальной целью Унгерна была организация антибольшевистского восстания в Иркутской губернии и Забайкалье, а затем и на Алтае.

Бойцы армии Унгерна

Барона обещали поддержать японцы и его старый друг атаман Семенов, поэтому он чувствовал себя непобедимым. Но союзники не сдержали своего слова и большая, но абсолютно дикая орда «нового Чингисхана» потерпела сокрушительное поражение от Красной армии.

В августе 1921 года барон, разделив остатки своих войск на две части, начал пробираться из Восточной Сибири в горы Тибета. В пути Унгерн дал волю своей ярости, казня направо и налево своих подчиненных, начавших терять веру в его божественную сущность. Из-за этого в отряде вспыхнул мятеж, но Роман Федорович бежал в степь.

Карьера неудавшегося владыки мира закончилась неожиданно прозаично — он попал в плен к красным партизанам, которыми командовал Петр Щетинкин. 15 сентября 1921 года состоялся короткий суд, в ходе которого барона вполне справедливо обвинили в антисоветчине и массовых убийствах мирного населения.

Арестованный красноармейцами Унгерн

Наказание в то время у большевиков было одно — расстрел. Приговор привели в исполнение сразу же после оглашения, а тело потомка немецких рыцарей зарыли в неизвестном месте. Имя барона Унгерна недолго будоражило умы монголов и вскоре «демона войны» вспоминали лишь в связи с поисками мифической казны Азиатской дивизии, которую он перед пленением, если верить слухам, успел надежно спрятать.

Нужно сказать, что клады эти в Забайкалье и Монголии энтузиасты ищут и в наши дни, а личность самого барона окружили ореолом мистики, сделав знаковой фигурой восточной эзотерики.

Популярное в

))}
Loading...
наверх