Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Необычная история»
Вы хотите запомнить сайт «Необычная история»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

М.Ивлев: Русский ли город Одесса?

развернуть

М.Ивлев: Русский ли город Одесса?

В последнее годы, особенно в связи с резким обострением внутриполитической ситуации на Украине, в СМИ, соцсетях и просто бытовых разговорах, все чаще встает вопрос о том – чей же город Одесса? Русский или украинский?

Кем он был заселен при основании и представители какого народа превалировали там на протяжении всей его истории? При этом приводится множество аргументов от каждой из оппонирующих сторон, старающихся подкрепить этим свою позицию.

Лично я придерживаюсь того мнения, что великороссы (русские), малороссы (украинцы) и белорусы составляют один единый этнос, или народ — русский, искусственно разделенный уже только в ХХ веке, после революции.

Но много кто сейчас стал считать совсем по другому, вплоть до признания этих народов искони враждебными друг другу и ничего общего между собой не имеющими. Что же – встанем тогда временно на эту точку зрения и посмотрим, что же представляло собой население Одессы в конце XIX – начале XX века, то есть до периода глобальных потрясений в России и связанных с ними массовыми перемещениями людей.

М.Ивлев: Русский ли город Одесса?

Исторический герб города Одессы. 1798 год

Можно не упоминать прописных истин о том, что начало основанию и устроению Одессы, на месте жалкой турецкой крепостцы Хаджибей, взятой русскими войсками в 1789 году, положил рескрипт российской Императрицы Екатерины Великой от 7 июня (27 мая по старому стилю) 1794 года. В начале следующего года новое поселение получило свое новое имя, что, было также продуктом творчества Екатерины, переиначившей мужское наименование «Одессос» на имя женского рода – Одесса.

Можно не вспоминать о том, что за весь период существования Одесса всегда, включая и наши дни, говорила и говорит преимущественно на русском языке, пусть и слегка сдобренном местными выражениями и произношением. Но обратимся к документам и серьезным исследованиям на тему населения «жемчужины у Черного моря»…

Есть такая замечательная американская исследовательница Одессы Патриция Херлихи, профессор истории Брауновского университета и автор нескольких книг. Она сорок лет изучала историю Одессы в архивах США, Европы, России и Украины. Ее подробнейшая монография «Одесса. История. 1794-1914» выдержала уже два издания в США на английском языке, одно издание на украинском в Киеве и уже целых три издания на русском в Одессе. Обратимся же к этой достойной во всех отношениях книге, и посмотрим, что пишет Патриция Херлихи о национальном составе Одессы.

М.Ивлев: Русский ли город Одесса?

Книга Патриции Херлихи

Самую первую перепись населения Одессы провел еще основатель этого города вице-адмирал Российского Императорского флота Иосиф де Рибас в 1795 году. И что же она показала?

В этот год в городе уже числилось 2349 человек. Перепись не учитывала дворян, чиновников, солдат и офицеров гарнизона, а также отдельное подразделение греческих и албанских (арнаутских) солдат.

«Зарегистрировано было 1679 мещан, 146 купцов, 240 евреев, 224 греков и 60 болгар – пишет П. Херлихи. Из 1845 русских треть составляли беглые крепостные». Итого, из общего количества населения, уже при самом зарождении города,русские составляли более 75% населения. И это, опять же, без учета солдат, офицеров, чиновников и дворян, тоже без сомнения по большей части бывших русскими людьми!

Население города постепенно росло за счет прибывающих из разных концов империи рабочих, матросов, мастеровых, мещан, купцов и оставшихся на постоянное место жительства, отставных солдат. К концу XIX века наблюдается бурный рост населения Одессы за счет переселенцев из разных губерний России. Обратимся еще раз к книге П. Херлихи.

«1 декабря 1892 г. участники проведения переписи, видимо, большей частью студенты университета, исследовали состав населения Одессы. (54) Всего они насчитали 338690 душ, из которых 161200 – женщин и 177490 – мужчин.

Из этого количества примерно 58% назвали родным языком русский; в это число, видимо, входили украинцы и белорусы, не выделявшиеся переписчиками отдельно. Около 31% назвали родным языком еврейский, 3,8% говорили на польском, 1,6% на немецком и 1,56 на греческом.

Также отмечены вкрапления других языков, но в меньшем количестве. (55) Всероссийская перепись населения 1897 г. проводилась более тщательно, на основе более точных показателей. (56) Так, ею различались по языку русские, украинцы и белорусы.

В 1897 г. говорящие на этих трех языках составили 58% населения – точно так же, как пятилетием ранее. С другой стороны, количество говорящих на еврейском языке выросло – в качестве родного его назвали более 32% населения. Наблюдалось некоторое увеличение польско- и германоязычных, а доля говорящих на греческом осталась неизменной. (57).

Согласно переписи 1897 г., 166345 человек (41,2% населения) говорили на 50 языках, не считая родными три основных восточно-славянских. (см. таблицу 10.2)

М.Ивлев: Русский ли город Одесса?

Со своими 56,7% населения, считавшими русский, украинский и белорусский языки родными, Одесса в 1897 г. была существенно менее «русским» городом, чем Москва, где 95% населения говорило на этих языках. Даже в Санкт-Петербурге, при всех его связях с Западом, 87% населения назвали один из этих трех языков родным».

И далее читаем у П. Херлихи:

«Крупнейшая этническая группа состояла из тех, кто говорил на славянских языках. Среди славян преобладали русские, они составляли половину населения (50,78% в 1897 г.). Возможно, эта цифра преувеличена стремлением части нерусского населения записывать русский в качестве родного языка и, тем самым, причислить себя к политически доминирующей группе. В 1880 г., по мнению одного обозревателя, треть фамилий в городе была украинскими, но в 1897 г. менее чем один из десяти жителей называли украинский родным языком. (70) Хотя общая численность русской составляющей в населении Одессы спорна, несомненно, это была крупнейшая из этнических групп городского населения.

По своим занятиям большинство русских в Одессе относилось к категории занятости «частной службой и работой по найму» более, чем к какой-либо другой. Эта категория, включая некоторых предпринимателей и работодателей, в основном включала работников неквалифицированного труда: прислугу, поденных рабочих и т.п. Русские, занятые таким образом, составляли 15743 из 75983 мужчин.

Второй крупнейшей группой русских (11734) были военнослужащие. На третьем месте шли строительные рабочие (5624). Меньшие, но весьма важные группы по 2 – 3 тыс. человек русских составляли занятые на транспорте (почтальоны, возчики и т.д.), в производстве пищи, сапожном ремесле, столярных работах и швейном деле. Все вышеперечисленные занятия имели относительно низкий статус в социальной иерархии. Но русские были также представлены на правительственной службе (2224), среди живших на доход с капитала (2616) и живших на земельную ренту (1954). Это категория высокопрестижная.

В целом русские занимали низшие и высшие уровни одесского общества, но почти полностью отсутствовали в средних слоях социальной пирамиды, где находилось большинство лавочников и мелких ремесленников».

М.Ивлев: Русский ли город Одесса?

Одесса. Пантелеймоновская улица

Итак, что же мы видим на основании всех этих статистических выкладок американской исследовательницы? А видим мы то, что в Одессе, изначально многонациональном городе, русские, тем не менее, всегда составляли большинство. Причем американку Патрицию Херлихи сложно обвинить в подтасовках и манипуляциях, в силу ее непререкаемого авторитета в научном мире и полной политической незаангажированности.

Нынешние украинские «интеллектуалы» и разные «науковци» очень любят порассуждать о массовом переселении (или завозе) в Одессу и вообще все Северное Причерноморье, русского населения с территории РСФСР в период Советской власти.

Но статистика – вещь бесстрастная. И надо сказать упрямая! И мы видим, что до революции 1917 года русское население Одессы составляло более половины от всего населения – почти 51 %. Второе место занимали евреи – 32,50 %. Собственно же украинцев (малороссов) было всего лишь 5,66 %, то есть почти в десять раз меньше чем русских.

Так какой же после этого город Одесса? Его можно было бы назвать русским, отчасти еврейским, отчасти многонациональным, но уж никак не украинским!

Украинцы всегда составляли явное национальное меньшинство в этом городе. И к чему тогда нынешняя «бескомпромиссная» борьба современных властей Украины с наследием советских времен (т.н. «декоммунизация»)? Ведь именно благодаря Советской власти и коммунистам, Украина обрела нынешние границы, включив в себя исторические территории Новороссии, Слобожанщины, Буковины, Закарпатья и Галичины, никогда до этого не бывшие собственно украинскими. Таких территориальных подарков в истории, пожалуй и не припомнить больше…

Да этим господам из Верховной Рады и правительства Украины, надо не памятники крушить советским вождям и улицы переименовывать, а прямо вслед за президентом Порошенко скромно выстраиваться в очередь к монументам «деятелям тоталитарного режима» и возлагать букеты и венки к их основаниям, как к истинным создателям Украинского государства.

И еще такой небольшой штрих, касательно Одессы, этой «Южной Пальмиры» («Северной Пальмирой» – как известно, является Санкт-Петербург)… В литературу, кинематограф и искусство разных стран и народов всегда входят какие-то определенные известные произведения, связанные с тем или иным городом или регионом. Точно также, как и некоторые писатели всегда ассоциируются у нас с какой-то местностью, где они проживали, или родились. Поэтому Одесса ассоциируется в русской литературе с произведениями и жизнью в ней А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А. Грина, И.Э. Бабеля, И. Ильфа и Е. Петрова, Э.Г. Багрицкого, Ю. К. Олеши, В.П. Катаева, К.Г. Паустовского и еще множеством других знаменитых русских писателей и поэтов.

И все это при удручающем молчании об Одессе собственно украинской литературы. Тарас Шевченко, например, никогда не был в этом городе и ни одного слова не написал про Одессу в своих «творах». Он, видимо, даже не отождествлял Одессу с Украиной-Малороссией, что вполне справедливо с его стороны. Галичанин Иван Франко, будучи австро-венгерским подданным, один раз заехал в Одессу на несколько дней подлечить здоровье, что, в общем-то, никак не отразилось в его творчестве. Получается какая-то гробовая стена молчания об Одессе со стороны буквально всех украинских «письменников». Наверное, это тоже говорит о многом…

Так что, как бы кому не хотелось, но Одесса с самого своего основания была форпостом империи на юге-западе страны (как Петербург на северо-западе, а Владивосток на востоке) и остается неразрывно связанная с русской историей и культурой — то есть по существу русским городом, лишь территориально, благодаря роковому стечению обстоятельств начала XX века, находящаяся в составе современной Украины.

Максим Ивлев

https://kulikovets.ru/2019/01/...


Опубликовал Владимир Россия , 01.02.2019 в 14:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Магадан-Одесса Омчак
Магадан-Одесса Омчак 1 февраля, в 18:14 Одесса всегда была государством в государстве! Текст скрыт развернуть
2
Магадан-Одесса Омчак
Магадан-Одесса Омчак 1 февраля, в 18:16 * Текст скрыт развернуть
1
Магадан-Одесса Омчак
Магадан-Одесса Омчак 1 февраля, в 18:17 * Текст скрыт развернуть
1
Владислав Дербушев
Владислав Дербушев 1 февраля, в 19:14 За всё спасибочки еврейской революции 1917 г. и господам Бланку с Троцким... Текст скрыт развернуть
-1
haytek h
haytek h 1 февраля, в 19:39 Одессу основали и построили древние Укры, родоначальники человечества !
Текст скрыт развернуть
2
Людмила Петрухина (Цыганкова)
Людмила Петрухина (Цыганкова) haytek h 1 февраля, в 21:49 Они же выкопали Черное море, они же построили Кавказские горы.... Текст скрыт развернуть
6
Магадан-Одесса Омчак
Магадан-Одесса Омчак haytek h 2 февраля, в 01:19 * Текст скрыт развернуть
7
Михаил Козлов
Михаил Козлов 1 февраля, в 22:47
                    Краткий экскурс
                                  Я жил тогда в Одессе пыльной…
                                                     А.С.Пушкин
Уж так судьбе угодно было,                                                                                                           Чтоб у колыбели города стоял
Поэт, сюда заброшенный счастливо,
Он грамоту бессмертия Одессе дал.
Одесса чтит поэта память;
И знает каждый одессит:
Куда бы путь свой не направить
Следы там можно Пушкина найти.
Вот тут гостиница стояла.
По приезде в ней остановился он,
А здесь красавица Амалия живала
И тополь был им вроде посажён.
На этом месте был тогда театр.
Заметьте, городу лишь 30 лет,
А жизнь вошла уже в фарватер-
«А примадонна, а балет.»
По Дерибасовской на службу верно
Пушкин в канцелярию ходил,
А по Херсонской, то бишь, нынешней Пастера,
В гостиную графини Воронцовой приходил.
Две женщины Одессы безупречно
Оставили глубокий след в его душе,
А он прославил их навечно
Чудесной лирикой своей.
Свою любовь к поэту одесситы
В прекрасную скульптуру облекли:
Стоит он скульптором отлитый
В бронзу. Красивый постамент под ним.
Когда в Одессу заявились
«Культуры европейской» ходоки,
Сапоги в фонтанах постамента мыли-
Стало ясно—дикари
Возмутились одесситы и решеньем
Тенью Пушкина украсить тротуар.
Не обессмертил своё имя исполненьем
Скульптор. Не проявил свой Божий Дар.
В жизни были случаи страшнее-
Книги жгли- история гласит,
А в Одессе перед Пушкина музеем
Александр Сергеевич
На Пушкинскую улицу глядит.  
Текст скрыт развернуть
5
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин 2 февраля, в 06:47 Нельзя не забывать и про оборону Одессы во время Крымской войны и героя обороны Одессы Александра Петровича Щеголевата который со своей батареей защитил город от эскадры союзников. Слава герою!
Текст скрыт развернуть
4
Николай Салохин
Николай Салохин 2 февраля, в 11:37 Полностью солидарен с Максимом Ивлевым: Одесса - русский город! - основан представителями единого Русского народа на Русской земле Новороссии как форпост на юго-запале Русской империи. В 1794 г про какую-то Украину не подозревали даже жители Львова, попавшие в австрийскую неволю. Но ГОСПОДА НЕ ЗАБЫВАЙТЕ РУСИНОВ - МАЛУЮ ЧАСТЬ ВЕЛИКОГО РУССКОГО НАРОДА, ЖИВУЩУЮ В ПОДКАРПАТЬЕ НА САМОМ ЗАПАДЕ РУССКОГО МИРА! Язык русин ближе к языку великороссов чем малороссийское наречие -  украинский.  СЛАВА РОССИИ! Текст скрыт развернуть
5
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин Николай Салохин 3 февраля, в 01:27 НЕ ЗАБЫВАЕМ!  ДАЖЕ ИВАН ФРАНКО  И ЛЕСЯ УКРАИНКА ПИСАЛИ, ЧТО ОНИ РУСИНЫ, А НЕ УКРАИНЦЫ
Текст скрыт развернуть
2
Alexander Samokhin
Alexander Samokhin 2 февраля, в 12:35
Ивлев  пишет:
"Лично я придерживаюсь того мнения, что великороссы (русские), малороссы (украинцы) и белорусы составляют один единый этнос, или народ — русский, искусственно разделенный уже только в ХХ веке, после революции".
К этому стоит добавить, что  русские, как суперэтнос, - это не только славяне.
Пушкин - это тоже русский, хотя он и называл себя "потомок негра безобразный". И Владимир Даль (совсем  не славянин!) - тоже русский...
Текст скрыт развернуть
1
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин Alexander Samokhin 3 февраля, в 01:32 Много людей вышедших с разных мест: Лермонтов, Айвазовский, Тютчев...
Текст скрыт развернуть
1
Alexander Samokhin
Alexander Samokhin Владимир Шлёнкин 3 февраля, в 10:25 "Много людей вышедших с разных мест: Лермонтов, Айвазовский, Тютчев..." 
Да, все они - русские.  К сожалению, такое восприятие слова "русский"  по ряду причин не  стало пока определяющим. Здесь нужна постоянная просветительская работа. Согласны? 
Текст скрыт развернуть
0
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин Alexander Samokhin 4 февраля, в 13:49 С одной стороны -ДА, с другой НЕТ. И ВОТ ПОЧЕМУ:
Как правило раньше детей воспитывали на своём примере - защитников Родины (мужчины) и хозяек (женщины - ведь недаром ключи от амбаров, хозяйственных построек были у женщины). Причём в общественной жизни (в мирное время) - каждый сам за себя, то во время войны сплачивались в дружины и давали отпор агрессору. Сейчас немного не так - мирное время развратило, особенно власть имущих - ведь согласно Полибию, беда в любом обществе идёт от властной администрации. Именно они развращают и разлагают общество.
Текст скрыт развернуть
0
Alexander Samokhin
Alexander Samokhin Владимир Шлёнкин 4 февраля, в 14:50 В ответе  на мой вопрос (Здесь нужна постоянная просветительская работа. Согласны? ) написано:
"С одной стороны -ДА, с другой НЕТ. И ВОТ ПОЧЕМУ:
... Сейчас немного не так - мирное время развратило,..."
С такой аргументацией трудно согласиться. Сейчас  время отнюдь не "мирное" - идет ожесточенная информационная война, битва за умы людей, которую многие из них просто не осознают. Последствия  поражений в такой "бескровной" войне могут обернуться большой кровью. Один из таких примеров совсем рядом - Украина. Вот поэтому и нужна  постоянная просветительская работа на всех уровнях. Понятно?
Текст скрыт развернуть
1
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин Alexander Samokhin 4 февраля, в 15:03 Нужна не спорю, но золотая молодёжь развращает подростков и молодёжь - почему я Вам Полибия и напомнил. При этом правительство работает по заветам Гайдара-Чубайса (который до сих пор в правительстве). Посмотрите кого он собирает на площадях - молодёжь и либералов, как в конце 80-х. Работа по возврату в е диное русло только начинается, но разрыв очень велик, а коррупция и разрыв  в социалке всё губит, посмотрите у Силуянова 2 000 000 руб зарплата без надбавок, а у пенсионера 6 000 пенсия - вот Вам и не довольство людей.
Текст скрыт развернуть
0
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин Владимир Шлёнкин 4 февраля, в 15:04 * Текст скрыт развернуть
0
Борис Виленский
Борис Виленский 2 февраля, в 13:36 Одесса создавалась как русский город, постепенно его захватили евреи и ныне хохлы. Надо вернуть Одессу в Россию. Текст скрыт развернуть
3
Владимир Шлёнкин
Владимир Шлёнкин Борис Виленский 3 февраля, в 01:51 А помните "Путин гудбай":

Текст скрыт развернуть
-1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 25

Поиск по блогу

Последние комментарии

Александр Скрипель
Запомнить
Читать
Читать