Всегда Начеку предлагает Вам запомнить сайт «Необычная история»
Вы хотите запомнить сайт «Необычная история»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Лазарь Каганович : Человек-паровоз на обочине Шелкового пути

развернуть

Лазарь Каганович : Человек-паровоз на обочине Шелкового пути

Один из организаторов советской власти и народно-хозяйственного комплекса СССР исключен из КПСС в конце декабря 1961-го и так в ней и не восстановлен.

Ранее, в июне 1957-го снят с руководящих постов (зампредседателя союзного Совета министров и члена президиума ЦК партии) как член «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», запоздало выступившей против антисталинских решений XX съезда и губительных хрущевских «экспериментов» («Забитые имена-2»).

Пять городов СССР назывались Каганович. Его имя носили вузы и паровозы. Московский метрополитен в 1935–1956 годах был имени Кагановича. На то имелись основания. В середине 30-х Лазарь Моисеевич, будучи главой столичного горкома партии, курировал закладку и сооружение первой очереди метро (нынешней Сокольнической линии). В честь Кагановича с 1937 по 1956-й назывались теперешняя станция «Охотный Ряд» и созданная по его инициативе Военно-транспортная академия. Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта также был имени Кагановича. Паровозы и троллейбусы «ЛК» выпускались и эксплуатировались с конца 30-х до начале 50-х…

Пять городов СССР назывались Каганович. Его имя носили вузы и паровозы

В 2018 году в Екатеринбурге был установлен памятник, посвященный истории РЖД и увековечивший Кагановича. Его профиль – рядом с изображением Феликса Дзержинского, первого руководителя НКПС и Высшего совета народного хозяйства.

Выступления и статьи Кагановича по железнодорожной и экономической проблематике издавались не только в СССР, но и в других соцстранах. Причем в КНР с Албанией и после опалы политика.

По воспоминаниям Бориса Бещева, министра путей сообщения СССР в 1948–1976 годах, «к началу 40-х, когда Каганович был уже четыре года наркомом путей сообщения (в 1935–1937-м и с 1938-го. – А. Ч.), появилась метафора: «Советские железные дороги работают как часы». По поручению руководства страны он в считаные месяцы, как в 1921-м Дзержинский, освоил основы работы железных дорог. Именно Каганович инициировал развитие сети стальных артерий в российском Приполярье, на Северном Кавказе, в Средней Азии. Что сыграло стратегическую роль в годы войны, в том числе при эвакуации предприятий и населения из оккупированных и прифронтовых регионов».

«Каганович требовал увязывать развитие морских и речных портов с планами развития железнодорожной сети, выступал за создание дублеров/ответвлений Транссиба и Турксиба», – вспоминал глава Госплана СССР в 1949–1958 годах Максим Сабуров. Сегодня это, напомним, проект Северного широтного хода («Заполярный Транссиб»), строившегося еще в 1948–1953-м. А также созданные ответвления от Турксиба в КНР: Актогай – Дружба – Алашанькоу (к 60-м) и Алма-Ата – Текели – Урумчи (в начале 2000-х).

Подчеркнем: именно эти линии – основа транспортно-экономического проекта Пекина, Москвы и Астаны «Один пояс – один путь».

По словам Сабурова, Каганович курировал на рубеже 40–50-х восстановление путей сообщения почти по всей Восточной Европе, как и советскую помощь в развитии железнодорожной сети Китая, Монголии, Северной Кореи. В середине 50-х «ему вменили противодействие электрификации на стальных магистралях, но то было прологом хрущевской антисталинской кампании. А Каганович выступал за сбалансированное развитие всех видов железнодорожной тяги, против использования в других отраслях пагубных методов освоения целины или возделывания кукурузы».

Транспортный сегмент советской экономической науки тоже связан с Кагановичем. Известный советский экономист, академик Тигран Хачатуров отмечал: «Именно на взаимоувязку транспортных и общеэкономических задач в СССР и странах народной демократии было направлено создание по инициативе Кагановича Института комплексных транспортных проблем в 1954 году при АН СССР и Госплане» (Хачатуров был в 1954–1957-м первым директором этого института).

О легендарном наркоме путей сообщения написано много, есть свидетельства, оставленные им самим (см., например, Л. Каганович, «Памятные записки», М., 2003; Д. Шепилов, «Непримкнувший», М., 2001; Э. Ходжа, «Хрущевцы и их наследники», Тирана, 1984; Ф. Чуев, «Каганович, Шепилов», М., 2001; Р.Медведев, «Окружение Сталина», М., 2006). Но для объективной оценки противоречивой политической фигуры стоит напомнить ряд фактов его биографии, а некоторые – вызволить из забвения..

В сентябре 1917-го он был избран депутатом от РКП(б) в несостоявшееся Учредительное собрание. В начале 20-х, будучи в составе руководства Туркестана (в том числе главой Ташкентского горсовета), настоял на включении в планы ВСНХ задач по развитию в регионе комплексной переработки местного промышленного, энергетического и сельскохозяйственного сырья.

В 1942-м – начале 1943-го – один из руководителей обороны Сочи – Туапсинского района. Был ранен.

В 1948–1952 годах, возглавляя Госкомитет СССР по материально-техническому снабжению, предложил разработать варианты долгосрочной снабженческой схемы между предприятиями-поставщиками и потребителями (частично реализовано в 50-х – середине 70-х, к 80-м эта многовариантная схема охватывала большинство стран СЭВ).

В начале 1953-го он был в курсе хрущевско-бериевских планов по устранению Сталина.

Каганович – Герой Социалистического Труда, кавалер четырех орденов Ленина, имел воинское звание генерал-майора. Но в 1957–1961 годах лишился всего этого «за участие в сталинских репрессиях».

А у него было такое мнение: «Не только я, мы все виноваты, думая, что врагов больше, чем их было на самом деле. Я не выступаю против решений партии по этому вопросу. Ошибки здесь были у сталинского руководства в целом, но легко судить сейчас, когда нет нужды в твердой руке, в борьбе и в жестокости».

В начале – середине 30-х, проводя план реконструкции Москвы, Каганович предлагал разрушить или по крайней мере удалить на задворки столицы храм Василия Блаженного. Но воспрепятствовал Сталин. Взрыв храма Христа Спасителя в Москве тоже не обошелся без поддержки Лазаря Моисеевича.

Во второй половине 20-х и в 1947 году, когда он руководил Украинской ССР, во всех ее руководящих структурах и в республике в целом проводились «зачистки» явных и скрытых адептов украинского национализма. Есть данные о довоенных контактах украинского НКВД с польской разведкой с ведома Сталина и Кагановича по соответствующим операциям.

Будучи главой подмосковного обкома партии (1930–1935), он настоял на создании самодостаточной энерготопливной системы всего столичного региона на базе Шатурской торфяной ГРЭС и Сталиногорского (юго-восток области) угольного бассейна. Эта система работала на полную мощность до середины 60-х.

В 1957–1961 годах он был директором Уральского ГОКа (Асбест, Свердловская область). В те годы комбинат стал одним из флагманов промышленности Урала, но в ноябре 1961-го Кагановича сняли с должности, а в декабре исключили из партии.

Впрочем, он стал пенсионером союзного значения с положенными по этому рангу привилегиями. Умер 28 июля 1991 года. Руководство СССР, учитывая заслуги Кагановича, разрешило похоронить его на Новодевичьем кладбище…

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

Опубликовал Владимир Россия , 27.11.2018 в 05:01
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Скиф Туран
Скиф Туран 27 ноября, в 08:43 Каганович, прямой потомок последнего хазарского кагана.
 Всю свою управленческую деятельность после революции, сочетал с ролью палача по наказанию российского народа  за поход князя Святослава разрушившего Великий Хазарский Каган. 
На его руках, кровь многих миллионов русских людей, замордованных по его указанию. 
Кагановича, не тронул, потому что боялся даже Сталин. 
После выхода на пенсию, до самой смерти, Кагановича охраняли телохранители из Израиля.
Текст скрыт развернуть
1
Ivan Zagrebelny
Ivan Zagrebelny Скиф Туран 27 ноября, в 11:04 Абсолютно  точно сказано. Абсолютно в цель! Роль палача. Текст скрыт развернуть
-1
Николай Каспер
Николай Каспер Ivan Zagrebelny 27 ноября, в 15:25 Кстати, именно Каганович разработал план по организации и проведению Голодомора. Текст скрыт развернуть
-3
Александр
Александр Николай Каспер 27 ноября, в 20:52 Никакого "голодомора" не было от слова совсем.Не надо чушь нести. Текст скрыт развернуть
1
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев Николай Каспер 29 ноября, в 13:03 Падаль антисоветская, докажи  хоть один факт голодомора, ублюдок пиндосский! Откуда  вы, мрази поганые, лезете сюда, из какой помойки?
Текст скрыт развернуть
0
Валерий Костин
Валерий Костин 27 ноября, в 08:57 Несмотря ни на что, Каганович достоин УВАЖЕНИЯ. Текст скрыт развернуть
2
Скиф Туран
Скиф Туран Валерий Костин 27 ноября, в 20:36 Каганович, лично взорвал заряд заложенный большевиками в Храм Христа Спасителя, при этом произнёс слова ставшие знаменитыми: "Задерём подол матушке России!". Текст скрыт развернуть
1
Валерий Костин
Валерий Костин Скиф Туран 27 ноября, в 20:39 "И на Солнце бывают пятна". Да, было ВСЯКОЕ.  И Каганович - тоже человек со своими недостатками. И кто из нас -СВЯТОЙ? Текст скрыт развернуть
-1
Скиф Туран
Скиф Туран Валерий Костин 28 ноября, в 08:57 На Кагановиче не пятна, а моря русской крови. И это не всякое - это давняя, еврейская традиция, вырезать тот народ, который его приютил. Текст скрыт развернуть
1
Валерий Костин
Валерий Костин Скиф Туран 28 ноября, в 18:13 Я - не "жидофил" и НЕ "жидоед". С проблемой сионизма знаком. Повторяю для вас лично: Несмотря ни на что Каганович достоин уважения. Он из тех, кто обеспечил возможность вашего появления на свет, как и выживание ваших родителей. Да и в том, что 1/6 часть Мира являлась РОССИЕЙ под названием СССР, есть значительная доля его трудов. Текст скрыт развернуть
0
Скиф Туран
Скиф Туран Валерий Костин 28 ноября, в 18:32 А если бы белые развешали, ещё в 17-м, красных жидов на фонарях,  то население России равнялось бы 500 миллионов человек. И Россия была бы самой процветающей страной мира. 
 Каганович строил новый каганат, и  горел желанием как раз уничтожить моих предков, но руки не дотянулись. Из огромного семейства, благодаря инородцам-выродкам подобным Кагановичу, случайно уцелел только мой прадед. Все остальные, вместе с жёнами и детьми, сгинули в Сибири. 
Полюбуйтесь на плакат того времени, как Каганович относился к коренным жителям юга страны.
Текст скрыт развернуть
1
Валерий Костин
Валерий Костин Скиф Туран 28 ноября, в 23:11 "А если бы белые развешали, ещё в 17-м, красных жидов на фонарях,  то население России равнялось бы 500 миллионов человек. И Россия была бы самой процветающей страной мира. " Тогда такой страны, как РОССИЯ просто бы НЕ БЫЛО. И нас с тобой - ТОЖЕ. Будь здоров. А со своими мозгами разбирайся сам. Загажены Большими Лжецами Большой Ложью. Текст скрыт развернуть
2
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев Валерий Костин 29 ноября, в 13:05 Бесполезно что-либо  доказать продажным  и тупым  подонкам, типа  этого дебила скота турана, историю не знающего абсолютно.
Текст скрыт развернуть
0
Валерий Костин
Валерий Костин Владимир Eвтеев 29 ноября, в 18:16 Жму руку! Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр 27 ноября, в 09:22 Бредите,Скиф?Сходите к доктору. Текст скрыт развернуть
1
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев Александр 29 ноября, в 13:05 Не поможет  этой падали  никто и ничто.
Текст скрыт развернуть
0
Александр
Александр 27 ноября, в 20:51 Очередная брехня.
http://sovietsite.su/?p=470
Текст скрыт развернуть
2
Александр
Александр 28 ноября, в 10:34 Именно,что "левые цитаты",в нынешнем понимании слова "левые".Т.е брехня. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Eвтеев
Владимир Eвтеев 29 ноября, в 13:24 Великий  Человек в Великой  стране! Жаль, что сейчас такитх нет, а во власти всякая мразь, типа скифатурана
Текст скрыт развернуть
0
Волжанка
Волжанка 5 декабря, в 18:21 Да уж облом преследует жидов всегда и везде.  Не удалось им  устроить  "землю обетованную"   на  русской земле.    Бодливой корове бог рога не дает. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 20

Поиск по блогу

Последние комментарии

atavar1
просто пожалел. Жена то полька
atavar1 «Ваше высочество! Простите, что я полька!»
Запомнить
Читать
Читать