Славяне и авары в VI веке

В 50-е годы VI в. славяне, воспользовавшись тем, что основные силы Византии были отвлечены в Италию, не только занимались разбоем в северных провинциях, но и даже захватили небольшой город Топер во Фракии (провинция Родопа).

Славяне и авары в VI веке

Реконструкция аварского всадника. Художник Горелик М. В.

 


Кроме них, границам империи на севере угрожали германские «королевства» и гунны. Имперская политика «разделяй и властвуй» способствовала ослаблению этих народов, которых византийские дипломаты стравливали между собой.
 

Кутургуры, гуннское племя, вместе со славянами перешли Дунай по льду, пройдя через провинции Скифия и Мёзия, в 558 г., во главе с ханом Заберганом. Часть войск с Заберганом двинулась к столице, часть в Грецию, часть пыталась обойти наземные укрепления у Херсонеса Фракийского по морю на плотах.

А вот анты, которые были в союзе с империей с 554 г., попытались вступить в столкновение с кутургурами и опустошили землю склавин, но, по-видимому, неудачно, вслед за ними в сражения вступили утигуры Сандилха.

Авары в Европе


В конце 50-х годов в причерноморских степях появились авары. О происхождении авар можно говорить только предположительно. Как и другие кочевые народы до них и после них, на пути с востока они подвергались постоянным этноизменениям, включая в свой состав побежденных и присоединившихся.

Авары, или обры древнерусской летописи, были урало-алтайским тюркским племенем. Жужане (авары) доминировали в Северном Китае, монгольских степях и на Алтае, подчинив себе гуннские племена из Восточного Туркестана, в том числе и собственно тюрок – племя Ашина.


Всадник 600-700 гг. Статуэтка. Китай. Британский музей. Лондон. Англия. Фото автора


Отсюда и тот ужас, который испытали гуннские племена Восточной Европы, узнав о вторжении авар в европейские степи. Но военное счастье в степи переменчиво, и, как писал протектор Менандер в ходе войны с тюрками-ашинами и китайцами, жужани или руране (авары) были разгромлены в 551 и 554 гг., тюрки вышли из подчинения жужанского каганата и создали свой первый каганат. Большая часть авар вынуждена была переселилось в Китай и Корею, а меньшая часть разрозненных племен, входивших в аварский союз, двинулась на Запад.

В 568 г. в Константинополь прибыли послы Тюркского каганата, которые рассказали императору Юстину II подробности об аварах. Это повествование дошло до нас в «Истории» Феофилакта Симокатта. Племена уар и хунни, которые некогда входи в аварский союз, бежали от тюрок на запад. Как хвастливо заявил правитель тюрок: 
«Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей тюрков; они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли. Когда покончу войну с эфталитами, нападу на аваров, и они не избегнут моих сил».



Иностранец. VI в. Статуэтка. Китай. Музей Альберта и Виктории. Лондон. Англия. Фото автора


В степях Кавказа они встретили гуннские племена, которые приняли их за авар, и оказали им соответствующие почести. Эти племена решили принять на себя грозное имя авары. Такое перенесение названий не раз встречается в истории кочевых племен. Они избрали себе правителя, который получил титул каган. Далее они прибыли к аланам и благодаря им отправили первое посольство в Константинополь, которое прибыло к императору Юстиниану в 558 г. Вскоре к ним присоединились бежавшие от тюрок племена тарниах и котзагиров в количестве 10 000 воинов. Всего их начитывалось 20 тысяч, речь скорее всего, шла о воинах, не считая женщин и детей. В середине VI в. этот племенной союз стал союзником Византии. Авары, присоединяя к себе воинственные племена степей Восточной Европы, уничтожали и вытесняли непокорных, так они оказались в Карпатском регионе, Подунавье и на Балканах. Здесь они усиливаются, ведя непрекращающиеся войны с соседями.


Попытки византийцев расположить их подальше от столичного региона в провинции Второй Панонии не увенчалось успехом, кочевники хана Баяна пытались занять земли на границе провинций Верхняя Мезия и Дакия.

Гепиды находились в союзе со склавенами. Мы знаем, что изгнанный претендент на трон лангобардов Ильдигис в 549 г. бежал к склавенам, а затем к гепидам, он некоторое время сражался с ромеями в Италии и имел войско из лангобардов, гепидов и склавен, к последним он в конце концов отправился жить.

Разгром гепидов лангобардами и их союзниками аварами и уход лангобардов в Италию от опасных союзников оставил склавен один на один с аварами. Последние покорили и подчинили себе всех «варваров» в этом регионе.

Но если Юстиниан Великий вел умиротворительную политику по отношению к новым пришельцам, одаривая их бесконечные посольства золотом, то пришедший к власти воинственный Юстин II прекратил такой подход, тем самым развязав бесконечную войну с соседями-всадниками. 

Войско-народ.


Что же способствовало их военному успеху?

Авары были народом-войском. Несмотря на тот факт, что они находились на одинаковой стадии развития с соседями в Восточной Европе, их военно-технологическое преимущество обеспечивало им доминирование над ними. Авары — народ-войско, сплоченное общей борьбой вначале с тюрками, а потом и с другими кочевыми народами на пути в Европу. Безоговорочная деспотичная власть хакана или кагана обеспечивала твердую и беспрекословную дисциплину у этого этнического образования, в отличие, например, от их данников, славян, не имевших жесткого управления. Хотя у них был и совет старейшин и знать, иногда возражавшая кагану.

Все они были великолепными наездникам: археологический материал позволяет утверждать, что независимо от социального статуса у всех кочевников были железные стремена и удила, что помогало использовать ударную силу длинных копий. Защита их лошадей «броней», сделанной из войлока, обеспечивала им превосходство над другими всадниками-конкурентами.


Авар. VI век. Реконструкция автора на основе археологических данных


Наличие стремян, которые именно они занесли в Европу, помогало всадникам попеременно использовать то лук, то копьё, закрепленное ремнем за спиной.

Низкий уровень материальной культуры также способствовал желанию побеждать и овладевать богатствами, прибывшие в Европу авары не имели даже металлических накладок на поясах и удилах, а использовали рог. Из рога была и их ламинарная броня (заба).

Ретроспективный метод показывает, что члены доминирующего племени, племени завоевателей, не занимались физическим трудом, за скотом следили рабы и зависимые кочевники, работу по «дому» делали рабы и женщины. «Досуг» давал возможность всадникам постоянно поддерживать «форму» с помощью тренировок и охоты. Всё это делало аварского всадника лихим и бесстрашным наездником со спартанской дисциплиной и воспитанием. «Авары же, — писал Маврикий Стратиг, — в высшей степени порочны, изворотливы и очень опытны войнах».


Авар. Всадник. VI век. Реконструкция автора на основе описания Маврикия Стратига


Для обеспечения длительных переходов на войне авары гнали с собой огромное количество скота, что повышало их манёвренность. И противоречия здесь нет. Большие отары или гурты обременяют передвижение конного войска, но в степи, где пропитание достать крайне сложно, всадникам-кочевникам для достижения территории, где они могут кормиться, такое подспорье было необходимо. Тем более что скорость при таком движении не требуется.

В отличие от других кочевников, они сражались строем, а не лавой, располагаясь по отдельным отрядам или мерам (мойрам), как определял их построение Маврикий Стратиг на византийский манер. Отдельные отряды создавались на базе отдельных родов или племён, что способствовало сплочённости отряда. Авары первыми бросали в бой подчинённые народы, будь то гунны, славяне или германцы. Они выставляли своих данников славян, именуемых befulki, перед лагерем и понуждали к сражению, если победа была на стороне славян, они приступали к избиению проигравших и грабежу их лагеря, если нет, они понуждали славян сражаться активнее. В сражении за Константинополь спасшихся от ромеев славян, посчитав, что, вероятно, они предатели, авары просто убивали. Каган Баян отправил данников кутургуров в количестве десяти тысяч всадников разорять Далмацию.

Когда в бой вступали собственно авары, они вели его до полного разгрома всех сил противников, не довольствуясь лишь тем, что разбили первую линию. Стоит прибавить и психологический фактор ведения войны – внешний вид кочевников авар поражал противников, хотя в одежде различия не было.

Аварское иго


Первые славянские племена, попавшие в подчинение аварам после гуннских, были склавины. Структурно взаимоотношение между аварами и славянами выстраивались по-разному. Где-то славяне и авары жили совместно, где-то славяне-данники управлялись своими вождями.

Завоеватели подвергали славян всякому насилию, это было настоящие аварское иго. Легендарное известие русской летописи гласит: когда знатный обр (аварин) собирался куда-то поехать, он запрягал в телегу три-четыре славянских женщины. Фредегест пишет, что каждый год авары шли зимовать в места расселения славян, они брали жён и дочерей славян и пользовались ими, а по окончании зимовки славяне должны были выплатить им дань. Когда в 592 г. каган при осаде Сирмия приказал славянам построить лодки-однодревки для переправы, они под страхом наказания работали из всех сил. На войне авары выставляли впереди, как мы писали выше, войско славян и понуждали их сражаться.


Авары и славянин. Художник Ангус Мак-Брайд. Изд. «Оспрей»


А как складывались отношения авар с антами?

Авары и анты


В то же время авары не смогли покорить сходу антов. Анты были многочисленными племенами, а их материальный уровень и военные знания были на достаточно высоком уровне, поэтому справиться с ними было не так просто.

50-е годы авары укрепляли свою власть, борясь с утигурами и кутургурами (кутригутами), гепидами, в союзе с лангобардами совершали истребительные походы против антов, возможно, пройдя все их земли до самого Днестра. В 560 г. анты отправили посольство во главе с Мезамером или Межимиром (Μεζαμηρος), сыном одного из антских князей или вождей Идаризия, братом Келагаста, с целью выкупить пленных и говорить о мире. Переводчик аварского кагана, кутригур, испытывая личную неприязнь к славянам, истолковал надменные речи послов как угрозу войны, и авары, пренебрегая обычаями, убили послов, начав новый поход против антов.

Чуть позднее хан Баян послал к другому вождю антов Добрету (Δαυρέντιος), или Давриту (Δαυρίτας), посольство с требованием покорности и выплаты даней. Даврит и другие вожди антов заносчиво ответил послам: 
«Родился ли среди людей и согревается ли лучами солнца тот, кто подчинит нашу силу? Ибо мы привыкли властвовать чужой (землей), а не другие нашей. И это для нас незыблемо, пока существуют войны и мечи».


Этот воинственный ответ был совершенно в традиции того времени. Между вождями антов и послами возникла ссора, послы были убиты. Вследствие чего началась война, которая, скорее всего, шла с переменным успехом, потому что Менандр Протектор сообщает нам о том, что каган (хан) Баян много претерпел от славян. Что не помешало их послам в 565 г. хвастаться в Константинополе о том, что они утихомирили варваров и они не нападают на Фракию.


Аварские мечи:
1. Меч. Кунагота. VI – нач. VII вв.
2. Меч. Кунбабон. VI – нач. VII вв.
3. Меч. Сегвар-Шополдон. VI – нач. VII вв.
4. Меч. Кёлкед-Фекетекапу. VI – нач. VII вв.
5. Ножны. Венгерский национальный музей. VI – нач. VII вв.


Каган попытался отыграть ситуацию с антами в 577 г., когда огромное войско славян из ста тысяч воев, воспользовавшись войной Ромейской державы на востоке, переправившись через Дунай и опустошило Фракию, Македонию и Фессалию.

Славяне разграбили всю территорию, опустошили Фракию и захватили табуны царских коней, золото и серебро.

Учитывая названную численность, надо полагать, что в поход ушло всё дееспособное мужское население, противостоять которому у империи просто не было сил. Ромеи обратились к хану Баяну, и тот, получив дары, решил воспользоваться ситуацией. Войско авар состояло из всадников (Ιππέων), Менандр указывает численность в 60 тысяч (что вызывает большие сомнения). Войско византийцы переправили вначале через Дунай в районе современной Сремска-Митровицы, воины перешли пешком через Иллирию и были снова переправлены на ромейских кораблях через Дунай в районе Гроцка.

Каган начал грабить беззащитное население, так как считалось, что славяне, долго воевавшие с Византией, скопили огромные богатства. Скорее всего, после этих событий анты попадают в данническую зависимость от каганата на какое-то время.

Все же сложности с переправой дали возможность антам оказывать действенное сопротивление, так, в 580 г. аварские послы требовали разрешить им сделать постоянную переправу у Сирмия (Сремска-Митровица, Сербия), чтобы иметь возможность взыскать обещанную дань со славян, но император Тиверий этого не позволил, понимая, что, не имея военной силы на Балканах, Византия при наличии моста через реку Саву также сделается добычей кочевников.

Кстати, на обратном пути послы были убиты славянами.

Славяне на границах империи в конце VI века


Но уже в 581 г. склавины вторглись в Иллирик и Фракию, а через два года, испытывая давление со стороны кочевников, они начинают не только совершать набеги на Византию, но переселяются в её пределы, первые поселенцы оседают в Македонии и Фессалии и даже Греции, что возмущало сообщившего это Иоанна Эфесского.

В то же время нарастает военная активность авар на границах империи, их данники славяне выступают в поход как самостоятельно, так и по распоряжению кагана. В том, что многие племена склавин попали под верховную власть авар, нет сомнения. При осаде Сирмия (Сремска-Митровица) и Сингидона (Белград) славяне строили лодки-однодревки для переправы войск хана, торопились, боясь его прогневать, вероятно, большинство пехоты, осаждавших эти города, тоже составляли славяне.

В 585 г. произошло вторжение славян, или антов, которые дошли до Длинных стен, то есть почти под Константинополь.

Против них выступил скрибон Коменциол, воин из отряда телахронителей-скрибонариев. Это был его дебют как военачальника, он одержал победу на реке Эргине (Эргена, левый приток Марицы). Получив должность презента или магистра миллитум презенталис (командир всей экспедиционной армии), он повел еще более решительную борьбу со славянскими вторжениями. В окрестностях Адрианополя он встретился с войском славянского князя Ардагаста. Кто такой Ардагаст, известно мало, возможно, его имя происходит от славянского бога Радегаста. На следующий год Коменциол сам выступил в поход против славян, но чем он закончился, неизвестно, потому что в это же время началось вторжение авар во Фракию.

В 586 г. каган вместе со склавинами выступил в поход к Константинополю, ромеи призвали на помощь антов, которые опустошили земли склавин.

В 593 г. против славян, живущих на Дунае, выступил стратилат Востока Приск. События происходили в районе современной реки Яловицы, левый приток Дуная (Румыния). Войско переправилось у г. Доростола (г. Силистр, Болгария), и в сражении воины разбивают славянского вождя Ардагаста.

Приск отправил большую добычу в столицу, но на него напал отряд славян. Славяне перешли к партизанской тактике и постоянно контратаковали, те из них, которые попали в плен, вели себя мужественно, подвергаясь пыткам. Как пишет Феофилакт Симокатта, «варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей». Но на помощь ромеям пришёл перебежчик-гепид, который жил в славянской земле. Он предложил обмануть другого «рикса» славян, Мусокия (Μουσοκιος). По знаку гепида ромеи ночью атаковали пьяных воинов Мусокия.

Мы видим, что в атаках на Византию участвуют разные славянские племена, во главе с вождями, такими, как Мусокий или Ардагаст (Пирагаст), иногда они совершают набеги сообща, чаще сами по себе.

Победители тоже устроили пир и были снова атакованы славянами, еле отбили их атаку. На обратном пути переправу через Дунай Приску преградил хан авар, который ища повод к столкновению, обвинил ромеев в нападении на его подданных и отдал приказ большим полчищам славян переходить Дунай. Скорее всего, речь не идет о том, что славяне Мусокия или Ардагаста подчинялись аварам, но в желании кагана рассматривать всех славян как своих подданных, тем более что это был хороший повод поживиться. Приск отдал ему пять тысяч пленных славян, и на таких условиях вернулся в столицу.

Но боевые действия не остановились, славяне были настолько серьёзной угрозой, что император Маврикий вопреки обычаям отводить армию на «зимние квартиры» стал держать её на границе в пределах «варваров». Он хотел заставить армии на Дунае жить на самообеспечении, одновременно он уменьшил жалованье воинам. Командующим в Одиссе (Варна, Болгария) он поставил своего брата Петра, тот вёл борьбу с переменным успехом. Славяне разорил столицы Нижней Мезии Маркианополя (поселок Девня, Болгария), но на обратном пути их атаковал Петр, в то время как его поход за Дунай не увенчался успехом. Заменивший его Приск выступил в поход против славян в 598 г., но вынужден был вести боевые действия против авар, осадивших Сингидон (Белград) и разграбивших Далмацию. Империя пыталась каким-то образом, силой или дарами, замирить славян, так как основным противником её здесь стал Аварский каганат. Борьба с ними была основном делом государства.

После сражения с аварами в устье реки Янтра, правого притока Дуная, в апреле 598 г., крайне неудачного для ромеев, в городе Дризипере (Кариштыран) во Фракии был заключён мирный договор между каганом и Византией, стороны договора подтверждали, что границей между ними является Дунай, но договор допускал переход ромейскими войсками Дуная против славян. Очевидно, что не все славянские племена попали в данническую зависимость от авар.

А вот когда против альпийских славян, живущих в верховье реки Дравы, выступили бавары, каган защитил данников и наголову разбил противника.

А в 592 г. авары просили византийцев помочь им перейти Дунай с целью наказать славян, скорее всего, антов, которые отказывались платить дань.

Тем временем василевс Маврикий, который даже не выплатил выкуп за полон (каган казнил 12 тысяч пленных), отказался от дани аварам, разорвал договор и отправил армию в поход на кагана, этот поход был направлен в сердце кочевого государства, район среднего течения Дуная в Паннонии.

Авары в течение почти пятидесяти лет VI века укрепляли свою власть над территориями Подунавья, уничтожая одни народы, покоряя и делая данниками другие. Часть славян попала под их господство, часть была данниками, и другая часть вела с ними борьбу с переменным успехом. В условиях постоянно меняющейся политической обстановки вчерашние враги становились союзниками, и наоборот.

Но был ли симбиоз авар со славянами? Думаю, что здесь нужно сказать: нет. Обмен существовал, влияние моды или вооружения – да, но о симбиозе говорить не приходится. Эту ситуацию можно охарактеризовать как сосуществование, где ключевым элементом взаимодействие было «примучивание» аварами попавших под их пяту славян, как, впрочем, и представителей других этносов, менее многочисленных, чем славяне.

Заносчивость и этношовинизм свойственен этносам, являющимся ключевыми в таких образованиях, как каганат авар. Взгляд на мир через призму простых социальных понятий: владыка, раб и враг. При этом раб не имел того оттенка, что при классическом рабовладении, под этим термином находились все зависимые: от пленных до данников. Пик могущества таких объединений одновременно становится и моментом заката. Так произошло и с аварами. Об этом — в продолжении.

Продолжение следует...

Источники и литература:
Brzóstkowska A., Swoboda W. Testimonia najdawniejszych dziejów Słowian.— Seria grecka, Zeszyt 2.— Wrocław, 1989.
Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici. Monumenta Germaniae Historica: Scriptores rerum Merovingicarum, Volume 2. Hannover. 1888.
Corippe. Éloge de l’empereur Justin II. Paris. 2002. 
Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана/ Перевод М. В. Левченко М., 1996.
Главы из «Церковной истории» Иоанна Эфесского/ Перевод Н.В. Пигулевской//Пигулевская Н.В. Сирийские средневековая историография. Исследования и переводы. Составитель Мещерская Е.Н. С-Пб., 2011. 
Из «Истории» Менандера Протектора Перевод И.А. Левинской, С.Р. Тохтосьева //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1994. 
Иоанн Бикларский. Хроника. Перевод А. Б. Черняк //Свод древнейших письменных известий о славянах. Т.I. М., 1994. 
Иоанн Малала. Хронография// Прокопий Кесарийский Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. Пер., статья, коммент. А. А. Чекаловой. С-Пб., 1998. 
Пигулевская Н.В. Сирийские средневековая историография. Исследования и переводы. Составитель Мещерская Е.Н. С-Пб., 2011. 
Стратегикон Маврикия/ Перевод и комментарии В. В. Кучма. С-Пб., 2003. 
Феофилакт Симокатта История. Перевод С. П. Кондратьева. М., 1996. 
Дайма Ф. История и археология авар. // МАИЭТ. Симферополь. 2002.
Автор:
Ващенко Э.Д., к.и.н.
Статьи из этой серии:
Славяне на Дунае в VI в.
Источник ➝

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Немиза. 

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Немиза. 

Из очерка В.А. Чудинова

№ 86. Немиза. Здесь я остановлюсь только на виде сзади [82, с. 137, рис. 7, б]. Бог НЕМИЗА славянской мифологии неизвестен, так что, скорее всего, речь опять идет о неверном чтении. Я уже убедился в этом, когда комментировал сочинения Мартина Жунковича, который описывает те же фигурки богов из Ретры, сравнивая с чтением Маша. Поэтому я приведу тот же комментарий, который сделал по поводу этого бога в связи с чтением работы М.

Жунковича. (Возможно, что М. Жункович, прочитав слово Немиза, решил, что фигурка олицетворяет бога по созвучию с именем богини Возмездия - Немизиды)

НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров.

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Немиза, рис.В.Барскова.

Немиза, рис.В.Барскова.

НЕМИЗА — бог воздуха, повелитель ветров.

СТИХИИ. Немиза относится к стихии  ВОЗДУХА.

ИЕРАРХИЯ. Немиза подчиняется Стрибогу — богу воздушных стихий.

ВНЕШНИЙ ВИД: Голова его увенчана лучами и крыльями, а на торсе изображена летящая птица. Лёгкий, как перышко, да и сам иногда превращается в перо и качается в вышине, отдыхая от забот.

ХАРАКТЕР. Как у любого ветра, поведение Немизы переменчиво. Но он всегда легок на подъем.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Когда в самую жару лёгкая прохлада вдруг коснется чела — это Немиза благоволит, лениво взмахнув крылом. Немиза не сварлив и позволяет ветрам резвиться, не вмешиваясь в их дела. Но если они уж сильно поссорятся и закрутят бешенную карусель — вмешается и наведёт порядок.

(160)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

Что же касается интерпретации М. Жунковича, то она, разумеется, гораздо ближе к реальности, ибо тут есть чтение НЕМИЗА, РАБ и АРКОН. Все это действительно присутствует на рисунке, хотя не понятно, почему слово РАБ принято за фрагмент, а слово АРКОН – за «старейший». Неясно и то, почему начало слова СПА интерпретируется как фрагмент слова ШПАН.

Более подробно мое чтение показано на рис. 179. Прежде всего, германскими рунами начертано не НЕМИЗА, а НЕМЕС, то есть НЕМЕЦ. Стало быть, перед нами не славянское божество (если это божество), а немецкое. Строкой ниже действительно написано слово РАБ, которое скорее ассоциируется с христианской формулой «раб Божий». Заметим, что к X в. германские племена уже были крещены, так что немцы вполне могли быть «рабами Божьими». Еще одно слово, на рукаве левой руки, есть ЗПА или, если угодно, СПА. Последнее слово, процарапанное вендскими рунами, читается АРКОНА, где маленькое «а» взято из кириллицы. Если на предыдущих фигурках местом их постоянной приписки был храм Ретры, то здесь перед нами фигурка из другого славянского храма – Арконы, расположенного на острове Рюген (по-славянски – РУЯН). Ничего странного в этом нет, языческие храмы обменивались священными реликвиями, как это практикуется христианскими храмами и в наши дни, когда чудотворная икона или чудотворные мощи святош на некоторое время передаются в другой приход. Так что надписи прочитаны М. Жунковичем почти точно.

 
Вагрия. Варяги Руси Яра: очерк деполитизированной историографии - image612.jpg
 
Рис. 179. Мое чтение надписей на задней стороне фигурки Немизы
 

Вместе с тем кое-что не прочитано вовсе. Наиболее информативна надпись в столбик возле подмышки правой руки, которую я обвел рамочкой. Здесь читается латинскими буквами, хотя первое слово начертано кириллицей: ОДИН RAБ BOGA. Таким образом, поясняется, какой именно немец представлен на фигурке – это обожествленный вождь германских племен Один (Вотан). Однако для обращенных в христианство германских племен Один, как и любой другой смертный, является рабом божьим, что и отмечает надпись. Слово РАБ, написанное мельче и рукописным почерком кириллицы, можно прочитать на подоле Одина слева. Что же касается рукава, то надпись на нем составная: выше германских рун написано слово РАБА, затем идет слово ЗПАСИ, написанное отчасти рунами, отчасти кирилловскими буквами (буква С слита с руной П, буква И – с руной А), расположенная чуть ниже лигатура может быть разложена на буквы кириллицы с чтением БОЖЕ. Тем самым получается известная христианская формула РАБА СПАСИ БОЖЕ. В этом смысле М. Жункович проявил большую наблюдательность, прочитав СПА вместо ЗПА. Таким образом, становится понятным слово РАБ на фигурке Одина, а также наличие слова НЕМЕЦ.

Но самое интересное начертано на складках подола фигурки кириллицей. Я рассматриваю две складки левой стороны фигурки (от зрителя справа), которые я поворачиваю на 90° влево и слегка увеличиваю, где первое слово верхнего ряда написано тонкими линиями, но продублировано в ряду ниже; это слово КАМНИ. Правее, в слове СОЮЗА, хорошо выделяются буквы С и Ю, так что это слово тоже легко обнаружить в строке. Далее видны буквы РО, а прямо над ними изображены буквы не вполне ясно; они переходят вправо за очень мелкую диагональную надпись. Я читаю это слово как РОССИЙСКОЙ, но в силу нечеткости контуров средних букв тут все-таки скорее написано РАСЕЙСКОЙ. Под последней буквой Й хорошо видны две буквы ПР и едва видна, больше угадывается, буква И; правее и выше видна буква то ли В (латинская Б), то ли кирилловская Б, а правее и ниже нее – то ли А, то ли О. Зато ниже буквы Р явно читается Л, правая мачта которой является мачтой буквы Т, правее которой хорошо видна курсивная И, затем выше К, а под ней – Н, то есть кирилловская буква И. Таким образом, с большим трудом читаемое слово есть слово ПРИБАЛТИКИ. Его присутствие на фигурке вызывает удивление, поскольку море тогда именовалось не Балтийским, а Варяжским. Однако возможно, что имя БАЛТЫ уже употреблялось и в X в.

Вторая часть данного текста расположена отчасти правее, отчасти ниже. Правее слова ПРИБАЛТИКИ и много ниже читается предлог С, а еще правее лигатура разлагается на слово МИРОМ. Дальнейший текст размещен ниже; для этого надо проследовать взглядом по полукружью под буквой Р вниз и прочитать жирный шрифт слева, который слагается в слова РАСЫ У; лигатура под дугой разлагается на слово НАРОДОВ, а правее этой лигатуры читается типичное обозначение Руси руницей – силлабографы PC, то есть РУСИ.

Соединяя все слова, за исключением дублированных, получаем довольно пространный текст КАМНИ СОЮЗА РАСЕЙСКОЙ ПРИБАЛТИКИ С МИРОМ РАСЫ У НАРОДОВ РУСИ, состоящий из 10 слов. Данная надпись весьма интересна, ибо дает средневековую славянскую трактовку присутствия немцев в Прибалтике: фигурки немецких языческих божеств или обожествленных вождей (освященных христианской формулой смирения и покаяния «раб Божий») понимались славянами как краеугольные камни дружбы Русской Прибалтики с представителями иных рас, в частности с германцами. Из этого текста следует, что славяне не считали германцев представителями своей расы (существует мнение, что германцы пришли из Азии). Однако все славяне тогда входили в Русь, независимо от места проживания, и, естественно, соприкасались с другими народами. Стремление жить в дружбе с ними и заставило отлить в мастерской храма Арконы фигурку Одина, а затем в качестве обмена священными реликвиями передать ее на время в храм Ретры.

Итак, этой последней, как и ряда других кирилловских надписей, М. Жункович не заметил. Хочу обратить внимание на то, что, с одной стороны, кирилловские надписи мельче рунических, а с другой – и это важнее – исследователи были не готовы встретить кириллические тексты в храме Ретры. Такова была сложившаяся на протяжении примерно 200 лет традиция германских штудий по изучению славянского наследия. На самом деле (обращаю на это внимание читателя!) на большинстве славянских изделий существовали надписи кириллицей по-русски. Русский язык еще с палеолита считался международным евразийским языком. Лишь со временем его вытеснили латынь и греческий.

118
 

Итак, перед нами вовсе не славянский бог, а РАБ БОЖИЙ ОДИННЕМЕЦ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНОЙ РАСЫ. Возникает вопрос, мог бы немец А. Г. Маш, если бы он прочитал такое, согласиться с трактовкой германцев как европейских инородцев? Однако от потрясения своим «варварским происхождением» (о чем прекрасно были осведомлены римляне, считавшие германцев, но не славян, варварами) Маша уберегло неверное чтение. Мы еще раз убеждаемся в том, что, когда славянскую историю начинают реконструировать немцы, из их собственного НЕМЦА ОДИНА выходит славянский НЕМИЗА. Так что Мартин Жункович лишь некритически повторил эту нелепость А. Г. Маша, полагая, будто Маш досконально разобрался в славянской эпиграфике.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СЛОЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

«Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае оно
соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь “образованного сословия” с собственностью
была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1-4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели
собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные:

Инженеры. В МПС начальники линий получали 12 - 15 тыс. р. в год, начальники служб - 5,4 - 8 , начальники телеграфа - 3,3 - 4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4-8 тыс., средние чины - 1,4 - 2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться.

Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1-2 тыс. р. в год, 25,2% - 2-3 тыс., 27,9% - свыше 3 тыс.

Медики. Земские врачи получали 1200-1500 р. в год, фельдшера - от 500-600 до 200-300, фармацевты - в среднем 667,2 (92, 5% их получали менее 1200 р.
в год).

Учителя. Преподаватели средней школы с высшим образованием зарабатывали от 900 до 2500 р. (со стажем в 20 лет), без высшего
образования - 750-1550. Пенсии их (после 20 лет стажа) составляли 1800 и 1100 р. соответственно. Учителя городских начальных школ получали в среднем (1911 г.) 528 р. (женщины - 447), сельских - 343 и 340 соответственно. В 1913 г. 70,9% из них получали в год свыше 200 р. Есть также данные о заработках народных учителей 180-300, 250-300, а иногда
даже 48-60 р. в год.

Журналисты провинциальной прессы зарабатывали, как правило, 600-1200 р. в год, но четверть из них получали доход свыше 1200 р.,
а небольшая часть (1/6) - менее 360 р. Заработки столичных литераторов и журналистов, сотрудников ведущих газет, были намного больше.

Военные. Оклады младших офицеров составляли 660-1260 р. в год, старших - 1740-3900, генералов - до 7800. Кроме того, выплачивались квартирные деньги: 70-250, 150-600 и 300-2000 р. соответственно.

Художники. Руководители мастерских Академии художеств имели оклады в 2400 р. в год, профессора - 2000, преподаватели - 400- 2800. В провинциальных училищах преподаватели искусств получали 1200 р. и казенную квартиру, в прочих учреждениях живописцы и архитекторы получали от 500 до 1600 р. Известные же художники зарабатывали до 12 тыс. р. и более.

Актеры. На провинциальной сцене актеры получали, как правило, 1200-1800 р. в год, что превышало актерские оклады в государственных театрах. Минимальным окладом на казенной сцене считался оклад 600 р. При этом оклады наиболее видных актеров императорских театров достигали 12 тыс. р. Адвокаты имели годовой доход 1-2 тыс. р. (7, 9%), 2-10 тыс. (84, 7%) и даже 10-50 тыс. (7, 4%). Профессора вузов получали не менее 2000 р. в год, в среднем 3-5 тыс., иногда до 12 тыс.

В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.). Лишь некоторые низшие категории этого слоя: учителя сельских начальных школ, фельдшера и т.п. — имели заработки, сопоставимые с основной массой населения. При выслуге установленного срока службы пенсия назначалась в размере полного оклада жалованья. Так что благосостояние среднего представителя образованного слоя в полной мере позволяло ему поддерживать престиж своей профессии и отвечало представлениям о роли этого слоя в обществе».

Сергей Владимирович Волков – «Интеллектуальный слой в советском обществе. Глава I. Интеллектуальный слой в дореволюционной России».

История Российской Империи

Картина дня

))}
Loading...
наверх